Highslide JS

Чтобы помнили...

«Солдаты мы.
И это наша слава,
Погибших и вернувшихся назад,
Мы сами рассказать должны по праву
О нашем поколении солдат.
О том, что было, – откровенно, честно ...
… И кажется, что мы не подвели».
Николай Старшинов

Более 80 лет отделяет нас от начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. И время не снижает интереса к данной теме. Чем дальше в прошлое уходят исторические события, тем ярче становится великий подвиг, совершенный народом, открываются новые материалы, рассказывающие о людях, которые несмотря ни на что смогли выстоять и одержать победу.

«В самое тяжелое время проявлялись ярчайшие примеры массового героизма, стойкости, мужества и отваги. Во множестве больших и малых, известных и неизвестных боев советские воины совершали бесчисленное количество изумивших мир подвигов … Воинов из Чувашии можно было встретить всюду, где происходили крупнейшие сражения Отечественной войны …», – писал в своих трудах П.Т. Трофимов.

В суровые, героические дни войны и в трудные послевоенные годы сформировалось целое поколение литераторов военного времени, испытавших на себе все тяготы той поры и внесших неоценимый вклад в формирование образа войны в художественной литературе – писателей-фронтовиков.

Особое место в военной прозе занимает творчество Прохора Трофимовича Трофимова. Писатель прожил богатую, поучительную жизнь, насыщенную событиями исторической важности, был их активным участником. Будучи военным, он писал о военных делах, о героях со знанием дела, не по своей обязанности, а исходя из внутренней потребности сохранить память «… о войне, о страшных ее событиях, … о людях. Раскрыть их душу, умножить … знания о человеческом характере, о личности человека в различных жизненных обстоятельствах и ситуациях …».

Писатель отмечал: «Меня часто спрашивают: «Ну как, ветеран, сны о войне видишь?». Да, вижу. И часто. Для нас, ветеранов, прошедшая война – это близкая незабываемая история. Она перед нами ярко выступает со всеми перипетиями. Мертвые, как живые, действуют и совершают героические подвиги среди живых. Я их записываю. И они в строю на страницах моих книг … Люди моего поколения … первыми шли в бой и последними выходили, избегая теплых мест в больших штабах и тылах. Боялись не смерти, а раны, чтобы не оказаться в госпиталях …».

Находясь многие годы на партийно-политической работе в рядах Советской армии, он не имел возможности в полной мере посвятить себя творчеству. Лишь выйдя в отставку, с большим вдохновением и упорством стал наверстывать упущенное – совершенствовать литературное мастерство. Человек, сражавшийся с оружием в руках против врага, взялся за перо.

Первая проба пера пришлась еще на студенческие годы. Из записной тетради П.Т. Трофимова: «… Писать я люблю, можно сказать, всю жизнь. Но не чувствовал ни призвания, ни дарования, но всю жизнь мне хотелось писать. Еще будучи курсантом совпартшколы …, часто писал в газету «Канаш». Правда, мои заметки были небольшие, хроникальные, о событиях в деревнях … Я восторгался, когда в газете выходили мои небольшие заметки … Еще, будучи в деревне, излагал … стихотворения. Но впоследствии вырос, стал комсомольцем, а затем коммунистом. Занятый на активной комсомольской работе перестал писать и составлять стихи. Писать начал позднее, когда начал служить в армии, и то писал статьи и очерки. Моя настоящая литературная работа началась после увольнения из армии, в отставке …».

В 1922-1923 гг. Прохор Трофимович был нештатным корреспондентом крестьянской газеты. В коротких статьях он освещал новую жизнь чувашской деревни. Во время обучения в Москве в 1925-1929 гг. также участвовал в работе редакции чувашской газеты «Чăваш хреçченĕ» («Коммунар») – писал статьи и очерки, занимался переводами книг на чувашский язык в Центральном издательстве народов СССР. В бурный период коллективизации, в 1929-1930 гг., находясь на партийной работе, одновременно редактировал чувашскую районную многотиражную газету и освещал вопросы коллективизации Средневолжского края.

Большой перерыв в публицистической работе был связан с военной службой. «… Но ему не давала покоя одна мысль – написать книгу о героических делах советских воинов. Легли первые строки в армейский блокнот. Шли дни, годы. Шел человек по трудной фронтовой дороге. И наблюдения, записи накапливались. Записи пригодились …» – из статьи В. Михайлова «Бывалый воин – молодым» (Молодой коммунист. – 1963. – 10 мая).

Первые военные произведения П. Трофимова были опубликованы в 1960 г. В 1966 г. он был принят в Союз журналистов СССР, в 1982 г. стал членом Союза писателей СССР.

Почти все творчество Прохора Трофимовича посвящено Великой Отечественной войне – главному событию, которое «красной нитью прошлось» через жизни людей его поколения. В произведениях остро ощущается дыхание грозных дней войны, в реалистично-документальном стиле описываются сложные и тяжелые бои и очень отчетливо прослеживается гордость за ратные подвиги боевых товарищей. И почти всегда героями произведений были защитники Сталинграда.

Из воспоминаний Трофимова П.Т.: «… Разгром немецко-фашистских захватчиков в Сталинграде – одно из самых важных событий Великой Отечественной войны … 200 дней и ночей, не затихая ни на одну минуту, бушевали яростные бои в Волжско-Донском междуречье … Я был комиссаром, затем заместителем командира по политчасти стрелкового полка и от начала до конца участвовал в Сталинградской эпопее. Находясь в траншеях, в рядах атакующих рот и батальонов, я видел замечательные качества советских воинов – любовь к Родине, мужество и самоотверженность, несокрушимую волю к победе … Подвиги сталинградцев вдохновляли нас и в последних боях, когда мы гнали врага на Запад, когда окружали и брали Берлин …».

Сначала о героях-сталинградцах Прохор Трофимович писал на чувашском и русском языках очерки, рассказы, документальные повести. Печатал их в чувашских газетах и журналах (в газете «Коммунизм ялавĕ» и в литературных журналах «Ялав» и «Тăван Атăл»), позднее Чувашским книжным издательством были изданы книги: «Фронтовые товарищи» (1960), «Ухабистые дороги» (1962), «От Волги до Берлина» (1965), «Пламя Сталинграда» (1-я книга, 1972; 2-я книга, 1976), «Солдатская слава» (1975), «На огненной черте» (1985) и др. Был, кроме того, одним из составителей и главным редактором сборника очерков «Герои Советского Союза – наши земляки» (1962, 1980) и сборника очерков «Шла война народная» (1965).

За книгу очерков о полных кавалерах орденов Славы Чувашии «Солдатская Слава» писателю в 1976 г. была присуждена республиканская журналистская премия им. С. Эльгера.

Одним из самых известных произведений П.Т. Трофимова стал роман «Сталинградцы» (1980) – большой, капитальный труд, над которым он работал несколько лет и даже получил в 1977 г. одобрение маршала Советского Союза В.И. Чуйкова.

Роман стал заметным явлением чувашской литературы. В нем автор, опираясь на фактический материал, рассказывает о героических событиях грозных дней защиты волжской твердыни – Сталинграда, о мужестве бойцов, беспримерной стойкости их в бою, преданности Родине и воинскому долгу.

Говоря о творчестве писателя необходимо отметить, что его произведения написаны с военным профессионализмом. Автор принимал участие во многих наиболее крупных военных операциях, находился в самой гуще солдатской массы, вместе с ними сражался в одних боевых порядках. Он внимательно изучал военные документы, архивные материалы, перечитывал военно-мемуарную литературу и военно-исторические труды, вел обширную переписку с участниками войны, их родными, близкими и друзьями.

Благодаря доступному и понятному языку изложения, правдивости описания, любви к родной земле, пронизывающей его творчество, произведения Прохора Трофимова вызывают интерес и сегодня. Они воспитывают патриотизм и любовь к Родине, учат ценить близких и родных, беречь мир на земле.