Рождению Чувашского музыкального театра способствовало существование в Чувашии драматического театра, в котором часто шли спектакли со множеством музыкальных номеров, а также интерес чувашских композиторов к созданию опер, музыкальных комедий и балетов, любовь зрителя к музыке и театру. Такие обоснования появления музыкального театра показал один из первых его организаторов, первый главный режиссер Борис Семенович Марков.
В целях дальнейшего развития музыкально-театральной культуры чувашского народа в 1959 г. был преобразован Чувашский академический драматический театр в Чувашский музыкально-драматический театр. Первые шаги молодого коллектива начинались в нелегких условиях, так как не было профессионального хора и балета, а также не хватало помещений для репетиций. В вокальной и балетной студиях, организованных в 1959 г., вместе с артистами приобщались к искусству и люди разных профессий. Молодой музыкальный коллектив, рожденный и работавший на основе студийности, с самых первых шагов развивался, как театр оперы и балета.
Заметный след в истории становления и развития театра внесли такие именитые деятели, как: народный артист Чувашской АССР, заслуженный артист РСФСР Мефодий Денисов; заслуженный деятель искусств Чувашской АССР Василий Богданов; заслуженная артистка Чувашской АССР, народная артистка Чувашской АССР, заслуженная артистка РСФСР - Тамара Чумакова; заслуженная артистка Чувашской АССР Елизавета Пикулина и др.
22 мая 1960 г. с большим успехом прошла премьера первой чувашской национальной оперы «Шывармань» («Водяная мельница») на музыку Ф. Васильева в постановке главного режиссера Б. Маркова и балетмейстера В. Богданова. Этот день был началом зарождения музыкального театра, который затем рос и развивался на основе сочетания профессионального и самодеятельного искусства.
Самой значительной работой первых лет была опера Б. Мокроусова «Чапай» в постановке главного режиссера Б. Маркова и балетмейстера В. Богданова. Как один из лучших спектаклей, подготовленных к XXII съезду КПСС в театрах РСФСР, «Чапай» был показан на сцене Кремлевского театра и получил высокую оценку театральной общественности столицы. За успешное выступление на сцене Кремлевского театра участникам постановки были присвоены различные звания, среди которых: исполнитель партии Фурманова М. Денисов был удостоен почетного звания народного артиста Чувашской АССР, балетмейстер постановки В. Богданов – заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР и др.
На протяжении девяти лет Чувашским музыкально-драматическим театром им. К.В. Иванова были поставлены ряд громких опер: «Прерванный вальс» А. Асламаса, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Севильский цирюльник» Д. Россини, «Риголетто» Д. Верди, а также первая оперетта «Сильва» И. Кальмана. В 1966 г. из Ленинградского академического хореографического училища имени А. Вагановой возвратилась в республику группа его выпускников, ставшая основной труппой балета молодого театра. С появлением выпускников консерватории заметно повысилась культура театра, стали возможными крупномасштабные спектакли. На афишах появлялись шедевры русской и зарубежной классики. Вскоре с их участием был поставлен первый балетный спектакль «Жизель» А. Адана. Одной из лучших работ театра явилась постановка оперы «Нарспи» Г. Хирбю. Не остались без внимания и дети - в 1968 г. для них был создан премьерный спектакль «Красная шапочка», а позже состоялась премьера первой чувашской детской оперы «Пÿрнеске» («Мальчик с пальчик») А. Галкина. Имея такую репертуарную афишу, театр заявлял о себе, как о сложившемся профессиональном коллективе.
Более десяти лет при единой администрации и художественном руководстве фактически работали два театра в одном здании. А когда музыкальный театр творчески окреп, то назрела необходимость о разделении их на два самостоятельных коллектива. И тогда, в 1969 г., образовался Чувашский государственный музыкальный театр. А уже в 1970 г. был поставлен первый национальный чувашский балет «Сарпиге» Ф. Васильева. Затем один за другим «рождались» новые чувашские балетные спектакли «Арзюри» [«Леший»] Ф. Васильева, «Чудесная вышивальщица» В. Ходяшева и т.д.
В 1974 г. впервые с гастролями на сцене музыкального театра танцевали солисты Государственного академического Большого театра СССР, среди которых была и знаменитая родом из Чувашии балерина - Надежда Павлова.
Чувашский государственный музыкальный театр с 1973 г. вел активную летнюю гастрольную деятельность, как своего рода ежегодный экзамен на творческую зрелость. С искусством мастеров театра знакомились любители театрального искусства Москвы и Архангельска, Ижевска и Йошкар-Олы, Петрозаводска и Мурманска, Нижнего Новгорода и Казани, Ульяновска и Калининграда и т.д., а также ценители оперы и балета зарубежных стран. Спектакли театра и посей день пользуются большим успехом у любителей оперы, оперетты и балета.
В 1985 г. было построено специально отдельное здание, куда и переехал Чувашский государственный музыкальный театр, где и поныне расположен. В 1993 г. Чувашский государственный музыкальный театр был преобразован в Чувашский государственный театр оперы и балета. Коллектив театра и на сегодняшний день с честью подтверждает этот высокий статус.
Как достояние культурной жизни республики с 1991 г. на сцене театра ежегодно проводится Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова, а с 1997 г. - ежегодный Международный балетный фестиваль.

 

Выписка из протокола № 52 заседания бюро Чувашского обкома КПСС от 03 декабря 1958 г. п.2 «Об организации чувашского музыкального театра».

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.26. Д.537. Л.79, 81.

Выписка из протокола № 52 заседания бюро Чувашского обкома КПСС от 03 декабря 1958 г. п.2 «Об организации чувашского музыкального театра».
БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.26. Д.537. Л.81.

Воспитанники первой Чувашской балетной студии при Ленинградском академическом хореографическом училище имени А. Вагановой. г. Ленинград. 1958 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-3159. Оп.2. Д.49. Л.3, 4.

Воспитанники первой Чувашской балетной студии при Ленинградском академическом хореографическом училище имени А. Вагановой. г. Ленинград. 1958 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-3159. Оп.2. Д.49. Л.4.

Постановление № [324] Совета Министров Чувашской АССР от 08 апреля 1959 г. «О реорганизации театрально-зрелищных предприятий Чувашской АССР». Фотокопия.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-3159. Оп.1. Д.39. Л.4.

Балетмейстер, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР В. Богданов, главный дирижер Чувашского музыкально-драматического театра им. К.В. Иванова Л. Волынский, режиссер, заслуженный артист Чувашской АССР Б. Марков (слева направо). 07 ноября 1959 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-3159. Оп.2. Д.15. Л.1.

Н. Элле. Открытие сезона в Чувашском музыкально-драматическом театре. // Советская Чувашия, 1959. – 10 октября. С.3. (Библиотека госархива).

Программа к первой чувашской опере «Шывармань» («Водяная мельница»), музыка Ф. Васильева, либретто А. Алга, в постановке главного режиссера Б. Маркова и балетмейстера В. Богданова. 1960 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2765. Оп.1. Д.88. Л.1-2.

Программа к первой чувашской опере «Шывармань» («Водяная мельница»), музыка Ф. Васильева, либретто А. Алга, в постановке главного режиссера Б. Маркова и балетмейстера В. Богданова. 1960 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2765. Оп.1. Д.88. Л.2.

Сцена из первой чувашской оперы «Шывармань» («Водяная мельница»). 1960 г.

Рождение музыкального театра Чувашии. – Чебоксары, 1965. – С.16. (Библиотека госархива).

Выписка из протокола № 70 заседания бюро Чувашского обкома КПСС от 27 июня 1961 г. п.36 «О представлении главного режиссера Чувашского государственного музыкально-драматического театра им. К.В. Иванова Б. Маркова к присвоению почетного звания народного артиста Чувашской АССР».

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.28. Д.50. Л.11, 37.

Выписка из протокола № 70 заседания бюро Чувашского обкома КПСС от 27 июня 1961 г. п.36 «О представлении главного режиссера Чувашского государственного музыкально-драматического театра им. К.В. Иванова Б. Маркова к присвоению почетного звания народного артиста Чувашской АССР».
БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.28. Д.50. Л.37.

Артисты оперы «Чапай». г. Чебоксары. Ноябрь 1961 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-3159. Оп.2. Д.21. Л.3.

Артисты оперы «Чапай» на сцене Кремлевского театра. г. Москва. Март 1962 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-3159. Оп.2. Д.21. Л.4.

Выписка из протокола № 33 заседания бюро Чувашского обкома КПСС от 02 апреля 1962 г. п.3 «Об объявлении благодарности участникам постановки оперы «Чапай» и показа ее на сцене Кремлевского театра в Москве».

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.28. Д.253. Л.14.

Грамота Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 03 апреля 1962 г. «О присвоении почетного звания «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР» В. Богданову - главному балетмейстеру Чувашского государственного музыкального театра Чувашской АССР».

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-3159. Оп.1. Д.6. Л.1-2.

Грамота Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 03 апреля 1962 г. «О присвоении почетного звания «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР» В. Богданову - главному балетмейстеру Чувашского государственного музыкального театра Чувашской АССР».
БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-3159. Оп.1. Д.6. Л.2.

Программа к опере «Чапай», музыка и либретто Б. Мокроусова, в постановке главного режиссера Б. Маркова и балетмейстера В. Богданова. 1962 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-3159. Оп.1. Д.25. Л.6а.

А. Асламас – композитор (слева) и П. Осипов - драматург у здания Чувашского академического музыкально-драматического театра им. К.В. Иванова. [1962-1963] гг.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2909. Оп.1. Д.103. Л.4.

Артисты Чувашского музыкально-драматического театра им. К.В. Иванова среди политических и творческих деятелей Чувашии после окончания постановки оперы «Прерванный вальс». Декабрь 1963 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2989. Оп.2. Д.5. Л.1.

 
1
2
3
4
         
предыдущий раздел
 
на главную
 
следующий раздел
         
   
наверх
   

 

© БУ "Государственный архив современной истории Чувашской Республики" Минкультуры Чувашии, 2019