Новости Фонды Публикации Памятные даты Вопрос - ответ Контакты
 
 
Знаменитые люди Чувашской Республики
Личные фонды
AnonsImg
		26 декабря 2011
Rambler's Top100
Павлов Федор Павлович

       Художник, сознательно идущий в ногу со временем, с невероятным упорством и энтузиазмом отдававший себя и свой талант служению народу, таким был Федор Павлович Павлов. Родился он 25 сентября 1892 г. в селе Богатырево Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Цивильского района Чувашской Республики). Любовь  к музыке, песне и хоровому пению пробудились в нем очень рано. Его привлекали чувашские народные песни. Впоследствии они были использованы Федором в его творчестве.

       После окончания начальной школы он учится в Икковской двухклассной школе. В 1907 г. он поступает в Симбирскую чувашскую школу, где прослушивает курс элементарной теории музыки, посещая занятия по сольфеджио и скрипичной игре, участвует в хоре, в струнном квартете и ученическом симфоническом оркестре, по окончании которой работает учителем сельской школы. Но вскоре его отзывают обратно для преподавания музыки и пения, где он становится одним из близких друзей К.В. Иванова – зачинателя чувашской литературы. Годы работы в Симбирске можно считать уже началом композиторской деятельности Павлова. Продолжая записывать чувашские народные песни, он начинает их обрабатывать. Появляются и первые сочинения в области инструментальной и вокально-симфонической  музыки – «Чук» и «Вăйă».
        С июля 1917 г. он начинает работать в селе Акулево в должности судьи, где организует добровольную передвижную труппу. Эта труппа, состоявшая главным образом из учителей Акулевской волости, в течение ряда лет устраивает для населения спектакли, концерты, вечера отдыха и т.д. Сам Павлов продолжает работу по записи народных песен, в то же время, обрабатывая их для многоголосного хора.
        Так, в 1917-1918 гг. появляются следующие гармонизации и обработки, написанные для хора учителей Акулевской волости: «Шупашкар туйи», «Олту», «Вăрман витěр» и другие. В оригинальной чувашской комедии «Сутра» автор как бы рассказывает о своих наблюдениях, взятых из недавнего прошлого.
       В 1916-1920 гг.  Федор Павлович учительствует и выполняет ряд разных должностей в аппарате органов народного образования. После образования Чувашской автономной области он переезжает в г. Чебоксары и работает в областном отделе народного образования, в музыкальной школе и Чебоксарском центральном педагогическом техникуме, где организует чувашский хор, положивший начало Чувашскому государственному хору.
      Многие песни композитора записывались в Москве на граммпластинки.  В начале 20-х годов Ф. Павлов пишет свои первые музыкально-теоретические и научно-теоретические и научно-популярные работы – «Речитативы в чувашской народной музыке», «Хитре» и др. В 1922 г. вышло в свет второе драматическое произведение – широко известная драма «Ялта».
        В 1923 г. хор, руководимый Ф. Павловым, побывал в Москве, где в течение полутора месяцев с успехом выступает на первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке. Результатом музыкально-педагогической работы Федора Павловича явились его многочисленные гармонизации и обработки народных песен. Эти песни были опубликованы в его сборнике под названием «Сăрнай» (1924). Продолжая работать в Чувашском государственном хоре и музыкальной школе (преобразованной в 1929 г.  в техникум), он собирает материалы по чувашской музыке, записывает и обрабатывает народные и создает оригинальные песни.
       В 1929 г. в Чувашском музыкальном техникуме из группы студентов, интересовавшихся композиторским творчеством, создается кружок, где Федор Павлович воспитывает у начинающейся молодежи любовь к музыкальному искусству и творчеству. Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Ф.М. Лукин и народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Чувашской АССР Г.Я. Хирбю – они учились в музыкальном техникуме, где преподавал Ф.П. Павлов, под его непосредственным влиянием происходило становление их как композиторов.  
        С глубоким уважение относился Павлов к русской культуре и искусству. Непреходящую ценность русской литературы и музыки для чувашской национальной культуры он усматривал в том, что они являются великими образцами «художественного освоения мира». В последние годы творчества Павлов создал  новые песни о колхозной жизни, о молодежи, о Красной Армии. Сюда относятся: «Дружно вперед пойдем», «Колхозная песня», «Посиделочная»,  «Песня молодежи», «Песня новобранцев и др.». К песням этнографического характера, отображающим различные моменты из быта чуваш, следует отнести «Олту», «Сарень», «Молодежная», «Тютель», «Свадебная» и др. Но основное его творчество – народные песни. Он подбирал песни с большим вкусом, обращая, прежде всего внимание на выразительность и богатство методики. Трудно переоценить то, что сделано Федором Павловичем в области развития чувашской эстетической мысли. В основе понимания им природы искусства лежит традиционная эстетическая концепция чувашского народа, материалистически утверждающая идеал прекрасного как выражение самой жизни.
        Не сразу нашел Ф. Павлов истинное призвание своего большого дарования: его первые стихи (они собраны в тетради «Памятник моей юности») были написаны в духе и манере лирики, далекой от актуальных вопросов современности. В 1930 г. Федор Павлович поступает учиться в Ленинградскую  государственную консерваторию. Но тяжелая болезнь окончательно подорвала его пошатнувшееся здоровье, и 02 июня 1931 г., в расцвете творческих сил, он умирает. Похоронили его на берегу Черного моря, в г. Сочи.
        Несмотря на короткую жизнь Ф.П. Павлов оставил богатое наследие: большое количество песен для хора, для голоса – соло, детские песни, марш для духового оркестра, этюды для скрипки и др., «Сăрнай и Палнай» - балетная фантазия для симфонического оркестра, идейно-тематическая основа которой – сопоставление хмурой действительности дореволюционной Чувашии с празднично-приподнятым ощущением свободного национального бытия народа в советскую современность. Кроме того, им записано около 300 народных песен. Издано 5 сборников его песен. Ф.П. Павлов выступал и как музыкальный критик. До нас дошло около двадцати его работ о чувашской музыке - историографических очерков, библиографических указателей, теоретических статей и рецензий по истории чувашского музыкального искусства, описаний, распространенных среди чуваш, музыкальных инструментов и т.п. 
         С годами не потускнел образ человека, так много сделавшего для подъема культуры чувашского народа. Тридцать девять лет, прожитые Федором Павловичем, были прекрасны.

Госархив Исторический архив Архив электронной и кинодокументации Архив печати
Разработка сайта - ООО "Интернет-Сервис"
 
AnonsImg
31 декабря 2020
AnonsImg
31 декабря 2020
AnonsImg
31 декабря 2017
AnonsImg
29 декабря 2017
AnonsImg
29 декабря 2017
AnonsImg
28 декабря 2017
AnonsImg
28 декабря 2017
AnonsImg
28 декабря 2017
AnonsImg
25 декабря 2017