20 января 2025 года

Новости

26.11.2024

Екатерина Ефремова. Нить судьбы (К 110-летию со дня рождения Ефремовой Екатерины Иосифовны (1914-2000), художника по вышивке, заслуженного художника РСФСР, народного художника Чувашской АССР, кавалера орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета»)

Чувашская вышивка – уникальный вид декоративно-прикладного искусства и национальное достояние. Вышитые шедевры записаны в реестр нематериального культурного наследия народов России. Указом Главы Чувашской Республики Олега Николаева от 17 октября 2020 г. № 276 в целях сохранения и популяризации этого вида искусства был учрежден День чувашской вышивки. В этот день по всей республике проходят культурно-просветительские акции и торжественные мероприятия, направленные на сохранение и популяризацию основного элемента традиционной культуры и гордости чувашского народа.

Дата праздника, 26 ноября, была выбрана неслучайно, в этот день родилась знаменитая вышивальщица Екатерина Ефремова, благодаря которой традиции чувашской счетной вышивки сохранились на предприятиях народных промыслов республики. В 2024 г. республика празднует 110-летие со дня рождения Екатерины Иосифовны.

Государственный архив современной истории Чувашской Республики к знаменательной дате подготовил виртуальную выставку «Ефремова Екатерина Иосифовна. Возрождение чувашского национального орнамента – Дело всей жизни», основой которой стали документы из личного фонда знаменитого мастера, хранящегося в госархиве.

Ефремова Екатерина Иосифовна родилась 26 ноября 1914 г. в с. Егоркино Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан) в семье педагога начальных классов, отличавшегося большим интересом к литературе и искусству. Иосиф Ефремович Ефремов ушел из жизни, когда дочери было всего пять лет. «Отец мой, – читаем в мы в собственноручно написанной автобиографии, – учительствовал в чувашской школе… в деревне Аксумла. После смерти отца, в 1923 году наша семья переехала на его родину, в деревню Мамликасы Цивильского уезда. Бабушка и мама хорошо знали чувашское народное искусство и старались приучать меня ткать, вышивать и все это, видимо, привлекло мое, не совсем детское, воображение». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 25. Л. 1). Бабушка Меланья занималась рукоделием и бережно хранила изделия – образцы истинно народного творчества, дядя Филипп был знаменитым на всю округу кузнецом.

После переезда в г. Чебоксары Екатерина училась в фабрично-заводской семилетней школе. В это же время брала уроки рисования у Моисея Спиридонова, одного из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства, собирателя и исследователя чувашского народного орнамента. Мастер разглядел в девушке талант и рекомендовал продолжить занятия в специальном учебном заведении. Связь с учителем она поддерживала до ухода М.С. Спиридонова из жизни в 1981 г.

Девушка поступила на вышивальное отделение Московского промышленно-художественного техникума им. М.И. Калинина. «Моими учителями, – писала в автобиографии Екатерина Иосифовна, – были известные художники декоративно-прикладного и народного декоративного искусства: композицию и технические приемы шитья и вышивки преподавали С.В. Ильинская и О.К. Бельчикова, «Живопись» вел Н.Г. Тихонов, «Рисунок» Иван Сергеевич Простов, стили преподавал А.П. Барышников – известный автор книги-пособия по орнаменту. В июне 1936 г. отлично защитила диплом и получила аттестат. Председателем квалификационной комиссии была Л.В. Маяковская». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 25. Л. 1). Вспоминая о времени учебы в техникуме, Екатерина Иосифовна с особой теплотой пишет о педагоге С.В. Ильинской: «Софья Владимировна нас часто водила в музеи, дом моделей, старалась, чтобы мы бывали в театре, смотрели балет, слушали музыку, много читали, работали над собой. Она старалась привить нам чувство прекрасного». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 8. Л. 2-3). Кроме этих воспоминаний о техникуме в госархиве хранится портрет Екатерины Ефремовой, выполненный сокурсницей, имя которой не установлено. С рисунка на нас смотрит юная Катя Ефремова: спокойное выражение лица и пытливый взгляд – впереди долгая, интересная и плодотворная жизнь. Самой модели, по всей видимости, рисунок нравился, поэтому Екатерина Иосифовна хранила его всю жизнь и передала в госархив. Ставшую знаменитой вышивальщицу, конечно, много фотографировали и рисовали. Официальный портрет, выполненный Розалией Ермолаевой 1969 г. хранится ныне в фондах Чувашского государственного художественного музея. На нем Екатерина Иосифовна представлена уже в звании «Заслуженного художника Чувашской АССР». Ученический же набросок, выполненный акварелью на обороте миллиметровки, видится и лирическим, и строгим, и юношески наивным, и устремленным в будущее одновременно. Это «изюминка» личного фонда Екатерины Ефремовой в госархиве.

В июне 1936 г. Е.И. Ефремова получила аттестат техникума. В письме, обращенном к выпускникам, из-за болезни не пришедшая на выпускной вечер С.В. Ильинская написала: «Наша замечательная эпоха должна выковать свой стиль не только в живописи, скульптуре, архитектуре, но и в бытовой вещи, в ее новой форме, в ее новом содержании. И перед вами, молодыми специалистами, стоит большая задача – участвовать в этом почетном деле. Эта работа только начинает развиваться в области художественной кустарной промышленности, и поэтому стране нужны люди». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 8. Л. 4). Этому напутствию любимого педагога Е.И. Ефремова следовала всю свою жизнь.

Вернувшись из Москвы в Чебоксары, Е.И. Ефремова работала художником-техником экспортной базы «Чувашская вышивка». Об этом периоде профессиональной деятельности ярко свидетельствует хранящаяся в фонде госархива книга «Письмо чувашского народа Великому Сталину». Подарочное печатное издание, содержащее варианты текста на чувашском и русском языках, было выпущено в 1937 г небольшим тиражом и оформлено оригинальными орнаментами. Примечательно, что выполнить рисунки для такого знакового издания было доверено Екатерине Ефремовой, на тот момент совсем молодой художнице, недавно окончившей техникум.

Судьба искусства чувашской вышивки и Фирмы художественных промыслов «Паха тĕрĕ» неотделимы от творческой деятельности Екатерины Иосифовны Ефремовой. Она из тех художников, чье творчество способствовало возрождению чувашского орнаментального искусства. Сотрудничество искусницы с Альгешевской артелью началось задолго до того, как Екатерина Иосифовна пришла работать в «Паха тĕрĕ» главным художником. Во время работы в лаборатории Швейпромсоюза Ефремова ездила по республике, собирала произведения народной вышивки, зарисовывала узоры, изучала особенности народного художественного творчества. Исследование старинных образцов, постижение сложной техники принесло свои результаты. Работы, выполненные в этот период, в создании которых принимала участие искусница, имели большой успех на выставках страны и за рубежом. Например, монументальных (276,5х245,5 см) размеров карта Чувашской АССР, вышитая целой бригадой для экспонирования на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1937 г. Имена исполнителей, в том числе молодой художницы Екатерины Ефремовой, вышиты в углу вертикального полотна, которое ныне является ценнейшим экспонатом Музея чувашской вышивки в Чебоксарах.

С января 1939 г. по сентябрь 1940 г. Е.И. Ефремова трудилась на Чебоксарской выходной базе Чувашского союза артелей швейных промыслов в должности техника-художника.

В 1940 г. она поступила в Московский государственный институт прикладного и декоративного искусства, но с началом войны, когда рабочие руки были необходимы оборонной промышленности, была вынуждена прервать учебу. Екатерина Иосифовна пошла трудиться слесарем-сборщицей на завод № 654 (ныне Чебоксарский электроаппаратный завод). Братья Екатерины Иосифовны были призваны в ряды Красной Армии. Старший, старший лейтенант Иван Ефремов, защищал Заполярье, был награжден орденом Красной Звезды и медалями. Младший, пилот 431-го штурмового авиационного полка, старший лейтенант, кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды Владимир Ефремов погиб 16 февраля 1942 г. на Брянском фронте. Он направил свою подбитую машину на вражескую цель. После взрыва дома, где находился немецкий штаб, погибла большая группа офицеров. Владимир Осипович 1916 г.р. после семи классов Чебоксарской школы № 2 поступил в Горьковский радиотехникум, с третьего курса которого ушел по комсомольскому призыву в Оренбургское военное авиационное училище. С младшим братом Екатерина Иосифовна поддерживала тесную переписку. Документы о герое, повторившем подвиг Гастелло, выделены в отдельный раздел личного фонда Ефремовой в госархиве.

С 1943 г. Е.И. Ефремова продолжила прерванную учебу. В 1948 г. она окончила Московский государственный институт прикладного и декоративного искусства по специальности «Художественная керамика». Дипломная работа, сервиз «Чувашский квасник», была награждена грамотой и премией Художественного фонда СССР.

В 1948 г., после окончания института, Е.И. Ефремова вновь работала в Чувашшвейпромсоюзе. Она возглавила экспериментальную художественную лабораторию и занялась возрождением чувашской вышивки, ставшим делом всей ее жизни. «Сейчас в экспериментальной художественной лаборатории Чувашшвейпромсоюза ведется работа над созданием новых образцов чувашской вышивки, – написала Н. Краева в статье «Экспериментальная мастерская чувашской вышивки» в «Советской Чувашии» от 10 января 1954 г. – Используя традиционные швы (контурный набор, мережка, крестик, косая стежка и другие), художники создают новое композиционное разрешение. Старые узоры вкомпановываются в вещи нового типа и назначения». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 31. Л. 1).

Затем Екатерина Иосифовна четыре года работала на должности инженера-художника производственного отдела Чувашского совета промысловой кооперации (Чувашпромсовет).

В 1956 г. Е.И. Ефремова находилась в служебной командировке в г. Каире. В рукописных набросках отчета о «Советской промышленной выставке» Екатерина Иосифовна писала: «Отдел «Разноэкспорт», куда входили и художественные промыслы СССР – вышивка, кружево, … резьба по кости, резьба по дереву и др. предметы народного искусства. Наши стенды занимали большую площадь. … Мои впечатления о Каире, Египте и народе самые теплые и светлые. Жители Каира-арабы с любовью и особенной теплотой относились к нам, русским. … К открытию нашей выставки … они проявляли большой интерес». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 9. Л. 3-4).

В октябре 1958 г. Е.И. Ефремова была назначена заведующим художественной лабораторией конструкторско-технологического бюро Чувашпромсовета. В связи с ликвидацией Чувашпромсовета в октябре 1960 г. она была переведена в Проектно-конструкторское бюро Управления бытового обслуживания населения (УБОН) и назначена на занимаемую ранее должность – заведующий художественной лабораторией.

С 1962 г. Е.И. Ефремова член Союза художников СССР.

В августе 1963 г. в связи с упразднением Министерства местной промышленности Чувашской АССР Е.И. Ефремова была переведена в проектно-конструкторское бюро УБОН при Совете Министров Чувашской АССР на ту же должность.

В 1965 г. художница посетила г. Лейпциг. Екатерина Иосифовна подготовила рукописный отчет, в котором можно прочесть о ее знакомстве с международной ярмаркой, с разнообразием современных тканей и профессионального фабричного оборудования. «Нам удалось побывать и ближе познакомиться с фабрикой Лейпцигской готовой одежды, – также с профессиональным интересом описывала Ефремова экскурсию, организованную посольством. – … Директор рассказал, как … поставлена работа на швейной фабрике. Показ начался с цеха разбраковки и промера материала на специальной машине. Ручной настил материала. Точный крой по патронам, которые зажаты большими пружинными защипами. Швейный цех: на конвейере работают 27 чел. швей, в день шьют от 70 до 200 платьев. 200 минут тратят на пошив костюма, причем, юбка на шелковой подкладке». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 13. Л. 10-11).

После реорганизации Проектно-конструкторского бюро в 1966 г. Екатерина Иосифовна стала главным художником Чебоксарского производственного объединения художественных промыслов (ЧПОХП) «Паха тěрě». «С первых шагов самостоятельной работы художница зарекомендовала себя вдумчивым исследователем народных традиций, – написано в характеристике ЧПОХП на Е.И. Ефремову. – Без устали ездит она по селам, собирая и зарисовывая старинные вышивки, и на основе творческого анализа древних узоров создает новые, современные композиции. Яркий самобытный талант художницы, трудолюбие, неустанные творческие поиски способствовали тому, что изделия, украшенные вышивкой по ее рисункам, приобрели широкую известность, покоряя своим национальным колоритом и законченностью формы». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д.28. Л. 1).

В книге-альбоме «Вековые образы Чувашии. Национальная вышивка, история, люди» один из авторов И.П. Меньшикова так написала об этом периоде работы художницы: «Творчество Е.И. Ефремовой достигает расцвета в 1960-1980-х годах, в годы ее работы главным художником фабрики «Паха тěрě». В 1960-е годы художница становится зрелым мастером, стремится найти связь вышитого произведения с интерьером, архитектурой. В работах этих лет художница использует не изображение современных артефактов, как это было в ранних работах, а опирается на язык древних узоров, в которых прошлое и современное сливаются воедино. С помощью народных традиций автор говорит о сегодняшнем дне».

Мастерица участвовала во многих чувашских республиканских, всероссийских, всесоюзных, всемирных и международных выставках прикладного искусства. Изделиями художницы восхищались в Аргентине, Бразилии, Индии, Бельгии, Греции, Египте, Японии, Канаде, Кубе, Турции, Алжире и других, более, чем в 60 странах. Об этом свидетельствуют справки об участии, дипломы и грамоты из личного фонда.

Даже выйдя на пенсию, Екатерина Иосифовна продолжала работать на фабрике, преумножая ее славу и внося свою лепту в популяризацию чувашской вышивки в стране и во всем мире. Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 22 июня 1980 г. Е.И. Ефремовой было присвоено почетное звание «Народный художник Чувашской АССР».

Екатерина Иосифовна проработала на «Паха тěрě» до сентября 1980 г.

Дело, начало которому положила Е.И. Ефремова, продолжило успешно развиваться, эстафету приняли ее ученики. «Мне повезло – науку постигать удивительный мир чувашской национальной вышивки я проходила у человека, так много сделавшего для ее возрождения – заслуженного художника РСФСР, народного художника Чувашии Е.И. Ефремовой, – написала художник и главный художник «Паха тěрě» в 1975-1987 гг. А.И. Ильбекова в статье «Учиться у народа» в «Советской Чувашии» от 5 апреля 1981 г. – И хотя направление моей работы несколько иное (я художник по коврам), у Екатерины Иосифовны научилась главному: черпать темы для творчества у народа». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2918. Оп. 5. Д. 36. Л. 1.).

Е.И. Ефремова и после ухода с «Паха тĕрĕ» постоянно поддерживала связь с фабрикой, где ее любили и дорожили ею. «Коллектив объединения высоко оценивает Ваш творческий подход к делу. Выражает искреннюю признательность за все хорошее и доброе. Желает Вам крепкого здоровья, большого личного и семейного счастья, долгих лет жизни, – написано в Благодарственном письме объединения к 75-летию со дня рождения Екатерины Иосифовны. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 29. Л. 5). «Благодарим Вас за неоценимый вклад в сохранение и развитие чувашских национальных промыслов, – указано в поздравительном адресе от имени коллектива ЧПОХП к 80-летию художницы. – Ваши прекрасные изделия, вышитые мастерицами «Паха тĕрĕ», украшали крупнейшие выставки и музеи страны, создали известность «Паха тĕрĕ» во всем мире!». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 29. Л. 1).

В 2023 г. ООО «ФХП «Паха тĕрĕ» отпраздновало 100-летие со дня образования. За свою долгую историю предприятие достигло больших успехов в сохранении и развитии народных промыслов. Ассортимент выпускаемых изделий стал разнообразнее. Художники и мастера бережно по-прежнему сохраняют, творчески используют и развивают старинное искусство чувашской вышивки.

«Спасибо нашим мастерицам, и в первую очередь заслуженной художнице России Екатерине Иосифовне Ефремовой, что сберегли и молодых выучили нитяной подковой холст украшать, – написал специальный корреспондент «Правды» Б. Миронов в статье «Солнце на холсте» в «Советской Чувашии» от 14 августа 1982 г. – Более сорока лет все силы, всю себя без остатка отдала Екатерина Иосифовна чувашской вышивке. Ее усилиями из альгешевской артели «Паха тĕрĕ» выросла фабрика, ставшая центром национальной вышивки автономной республики». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 31. Л. 57).

В 2008 г. было решено организовать особое подразделение объединения – музей национальной художественной вышивки «Чудесная вышивка – «Паха тĕрĕ». Это единственный в мире музей, посвященный вышитой орнаментике, призванный сберечь историческую память о промысле, художниках и мастерах. Его экспонатами являются выполненные с конца 1920-х гг. изделия с вышитым чувашским орнаментом, уникальные документы и фотографии о пути всемирно известной марки «Паха тĕрĕ». Слава марки тесно связана с именем работавшей над возрождением национальной вышивки в 1930-1980-е гг. Екатериной Иосифовной Ефремовой. Ее работы занимают достойное место в экспозиции музея.

За заслуги в области декоративно-прикладного искусства художник по вышивке Екатерина Ефремова награждена орденами «Знак Почета» (1960) и Трудового Красного Знамени (1966); медалями Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР: бронзовыми (1960, 1968, 1978) и серебряной (1976); медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина); занесена в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (1974). Екатерина Иосифовна была удостоена премии Министерства местной промышленности РСФСР (1976) и почетных званий: «Заслуженный художник Чувашской АССР» (1964), «Заслуженный художник РСФСР» (1970), «Народный художник Чувашской АССР» (1980).

Екатерины Иосифовны не стало 26 февраля 2000 г., ее могила находится на Чебоксарском кладбище №3.

Вклад Е.И. Ефремовой в дело сохранения традиций чувашской вышивки и преумножения ее славы трудно переоценить. Дело ее жизни продолжили ученики и соратники, и сегодня чувашская вышивка обретает новую силу и популярность.

23 июня 2015 г. в центре г. Чебоксары в старинном двухэтажном здании-памятнике истории и культуры открылся Музей чувашской вышивки – структурное подразделение Чувашского национального музея. Отдельные стенды в экспозиции посвящены народным художникам Чувашской АССР М.С. Спиридонову и Е.И. Ефремовой.

17 октября 2020 г. впервые состоялось торжественное празднование, кульминацией которого стала презентация традиционного чувашского головного покрывала – вышитого сурпана. Единое 6-метровое полотно в рамках акции «Сурпан Пĕрле» вышивали мастерицы из 26 городов и районов республики.

К празднованию Дня чувашской вышивки в 2021 г. была представлена вышитая карта Чувашии. Карта была создана под патронажем Чувашского национального музея, работали над ней лучшие вышивальщицы каждого района республики. Воедино карта была собрана специалистами Фирмы художественных промыслов «Паха тĕрĕ». Полностью вышитая вручную она содержит более полутора миллионов стежков.

В январе 2022 г., объявленного в России Годом культурного наследия народов, Правительством Чувашской Республики был инициирован проект «Вышитая карта России», получивший поддержку Федерального агентства по делам национальностей и вошедший в План основных мероприятий по подготовке и проведению Года культурного наследия народов России в Российской Федерации. Над картой трудились более 260 мастеров из всех субъектов федерации, а затем в Чувашии все присланные фрагменты были сшиты воедино. Карта представляет собой полотно размером 3 м х 6,7 м и весом 50 кг. В работе использованы более 50 вариантов материалов (в том числе кожа, мех, янтарь, жемчуг, ракушки, бисер, оленьи жилы, золотые и серебряные нити) и различные техники вышивания. Вместе с фрагментами карты в столицу республики были присланы 82 вышитых панно с образцами этнической вышивки народов России.

Российские мастера декоративно-прикладного искусства из разных уголков страны вдохновились проектом чувашских вышивальщиц и стали создавать вышитые карты своих регионов. В августе 2023 г. Чувашия стала местом для проведения Всероссийского фестиваля «Вышитая Россия», в котором приняли участие уникальные карты из 70 субъектов нашей Родины. Фестиваль объединил более 1000 умельцев. Была создана уникальная коллекция вышитых карт регионов. Эта коллекция собрана на специальном интернет-сайте и в книге-альбоме «Вышитая Россия: нити общей судьбы».

4 ноября Россия отмечает День народного единства. Главным праздничным событием в 2023 г. стало открытие на ВДНХ Международной выставки-форума «Россия», масштабной проекции всей страны, которая позволила познакомиться с главными ее достижениями. Участниками выставки стали все 89 регионов России, федеральные министерства и ведомства, корпорации и общественные организации. Одним из главных арт-объектов выставки стала «Вышитая карта России».

Символично, что юная Екатерина Ефремова принимала участие в создании первой вышитой карты Чувашии (ныне экспонат Музея чувашской вышивки) для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (позднее ВДНХ) 1939 г., а созданная по инициативе чувашских искусниц «Вышитая карта России» в течении всей работы выставки, до 8 июля 2024 г., ежедневно встречала десятки тысяч посетителей ВДНХ: в цифровом анимированном изображении на мультимедийном экране при главном входе и в оригинале в павильоне № 75.

В июне 2024 г. в Чебоксарах был заложен камень в основание будущего Музея «Вышитой карты России». Скоро на Красной площади столицы Чувашии появится специальное здание площадью 250 кв. м с местами для выставки карты и всех панно. В проекте предусмотрены специальное оборудование, современные технологические решения, которые позволят усилить эстетический эффект и информационное наполнение. «Вышитая карта России» – уникальный объект, который отражает все многообразие национальных, исторических и культурных традиций народов нашей страны. Можно с уверенностью сказать, что музей станет центром культурного просвещения и будет привлекать соотечественников и гостей со всего мира.

«Созданные Е.И. Ефремовой произведения на многие годы определили уровень развития декоративно-прикладного искусства Чувашии, – резюмировалаИ.П. Меньшикова в ранее указанной книге. – Традиции, заложенные ею на предприятии промысла «Паха тěрě», развивались вплоть до середины 1990-х годов. В работах современных художников и мастеров вышивки также прослеживаются знакомые, «ефремовские», принципы создания выразительного и одухотворенного образа».

             

На снимках:1. 
Е.И. Ефремова с матерью Анной Федоровной, братьями Иваном (слева) и Владимиром и дядей Семеном Федоровичем Яковлевым. г. Чебоксары. Лето 1926 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2896. Оп. 1. Д. 34. Л. 4.
2. Е.И. Ефремова. Портрет. 1956 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2896. Оп. 1. Д. 36. Л. 1.
3. Е.И. Ефремова (слева) и заведующий цехом вышивки ЧПОХП «Паха тĕрĕ» Матрена Моисеевна Гаврилова с изделиями объединения. 1964 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2896. Оп. 1. Д. 37. Л. 2.
4. Настольник и салфетки работы Е.И. Ефремовой, фабрика «Паха тĕрĕ». 1969 г.
/ Альбом «Чувашское народное искусство». – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981. – С. 92-93.
Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».
5. Е.И. Ефремова. 23 марта 1978 г. Фото В. Исаева.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2896. Оп. 1. Д. 35. Л. 4.
6. Дорожка и настольники работы Е.И. Ефремовой, фабрика «Паха тĕрĕ». 1979 г. / Альбом «Чувашское народное искусство». – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981. – С. 98-99.
Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».
7. Е.И. Ефремова. 1980 г. Фото А. Григорьева.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2896. Оп. 1. Д. 35. Л. 6.

 

Источники и литература:

1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2896. Оп. 1. Д. 1-49.
2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2918. Оп. 5. Д. 36. Л. 1.
3. Вековые образы Чувашии. Национальная вышивка, история, люди». Книга-альбом //
Автор-составитель Г.Н. Иванов-Орков. – Чебоксары, 2023. – С. 99-107.
4. Меньшикова И.П. Ефремова Екатерина Иосифовна // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 1: А-Е. – С. 578-579. (Библиотека госархива).
5. Трофимов А.А. Альгешевская фабрика художественной вышивки «Паха тĕрĕ» // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 1: А-Е. – С. 91.
(Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
6. Официальный портал органов власти Чувашской Республики https:// https://cap.ru/news/2024/06/21/v-cheboksarah-zalozhen-kamenj-v-osnovanie-budusche // – (Дата обращения: 14.11.2024).
7. Электронный ресурс «Вышитая карта России» http://xn--80aaaf4adam2bsbnafe3g5b8d.xn--p1ai/#kartakarta// – (Дата обращения: 09.11.2023).

 

Кочешкова Вероника Геннадьевна
56-10-78

 

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений