Новости
Грани искусства (К 85-летию открытия Чувашской государственной художественной галереи с отделенями живописи, графики, скульптуры и фарфора)
В этом году Чувашская государственная художественная галерея (ныне Чувашский государственный художественный музей) отмечает свой 85-летний юбилей. Это значимое событие не только подчеркивает важность культурного наследия Чувашии, но и освещает яркие моменты в истории искусства России и всего мира. За свою долгую историю музей стал настоящим центром притяжения художников, искусствоведов и эстетов, а его залы, наполненные вдохновением и по сей день рассказывают о людях и судьбах, идеях и стремлениях, соединяющих поколения.
Юбилей – не просто возможность вспомнить о прошлом, но и момент для глубокого анализа пройденного пути, оценки достигнутых успехов и размышлений о том, что ждет в будущем. В то время как искусство продолжает вдохновлять и объединять людей, музей открывает новые горизонты эмоционального и эстетического опыта.
15 июня 1938 г. отделом по вопросам работы управления искусств при Совнаркоме (СНК) Чувашской АССР утверждено Чувашское производственно-творческое кооперативное товарищество работников изобразительных искусств «Чувашхудожник». Основной целью нового кооператива являлась материальная поддержка художников Чувашской АССР и содействие развитию изобразительного искусства в республике. В следующем году в рамках запланированных мероприятий также предусматривалась организация Художественной галереи, ИЗО-студии и художественных мастерских на третьем этаже Чувашского театрального училища (закрыто осенью 1941 г. и не восстановлено), однако план оказался нереализованным.
Такое стремительное реформирование сферы было обусловлено тем, что к началу 1938 г. в республике насчитывалось 45 художников, но трудились они разобщенно – живописцы, графики и скульпторы буквально не имели возможности продемонстрировать свои произведения, ввиду отсутствия подходящего помещения и финансовых ресурсов.
В конечном итоге, Чувашская государственная художественная галерея с отделениями живописи, графики, скульптуры и фарфора была учреждена в 1939 г. Министерством культуры Чувашской АССР, выделившись из структуры Чувашского центрального музея краеведения (ныне Чувашский национальный музей).
Изначально в ее распоряжении имелись произведения только чувашских художников, однако спустя год Третьяковской галереей были переданы 13 полотен с работами И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, А.К. Саврасова. Позднее, помощь открывшейся галерее оказал Ленинградский Русский музей (ныне Государственный Русский музей), прислав более 20 работ российских художников. Несмотря на то что на выставках демонстрировалось не более 300 произведений, в фондах находилось более 2 тысяч работ.
Стоит упомянуть и необычное размещение галереи. С 1938 по 1941 гг. ее фонды располагались в Введенском соборе, который на тот момент, в силу антирелигиозной политики советского государства был закрыт, однако выставочная деятельность внутри храма и вне его не прекращалась.
За первый год существования, галерею посетили более 22 тысяч человек. В первые два года сотрудники организовали несколько тематических выставок, среди которых: выставка к 20-летию Чувашской АССР, выставки произведений заслуженного деятеля искусств В.Д. Сверчкова, художника П.А. Радимова, а также выездные выставки по маршруту Алатырь-Канаш-Шумерля, на которых побывали более 5 тысяч человек.
В 1943 г. музейные экспонаты были срочно перенесены в Успенскую церковь, часть работ была законсервирована. Но выставочная деятельность не прекращалась, а журналисты и посетители выставки отмечали, что картины были оформлены в необычные резные рамы, которые художники и скульпторы изготовили, восстанавливая иконы собора, в котором галерея находилась в первые годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В марте 1943 г. по решению Чувашского обкома ВКП(б), Управлением по делам искусств СНК Чувашской АССР в помещении академического театра (ныне Чувашский государственный академический драматический театр им. К.В. Иванова) была организована выставка «Художники Чувашии в дни Отечественной войны», которую за два месяца посетили около 10 тысяч человек.
В это время чувашские мастера работали в тесном сотрудничестве с эвакуированными художниками со всех уголков страны, среди которых: Ф. Саннамеэс, Б.С. Жарков, М.М. Михаэлис и другие. Они получили значительную поддержку и помощь в своей творческой деятельности со стороны Управления искусств Чувашской АССР и Союза художников Чувашии.
1 сентября 1944 г. галерея была восстановлена в бывшем доме Боне (Таланцевых) по ул. Р. Люксембург, где высокие потолки и большие окна предоставили идеальные условия для демонстрации произведений искусства, благодаря чему посетители могли наблюдать за игрой форм и цвета.
Проходящие в это время выставки свидетельствовали о создании в Чувашии профессионального изобразительного искусства, о росте все новых и новых талантов, о реалистическом направлении их творчества. На мероприятиях галереи демонстрировались лучшие работы таких мастодонтов как М.С. Спиридонов, Н.К. Сверчков, Н.А. Каменщиков, а также работы опытных молодых художников – С.Н. Богаткина, В.М. Макарова, П.Г. Григорьева, Г.Д. Харлампьева и других.
С каждым годом публике представлялся все более широкий круг молодых авторов. На выстаке 13 октября 1961 г., впервые публике представили свои работы: живописцы В.В. Березин и М.А. Зобнина, график А.И. Миттов и другие, позднее, вошедшие в число значимых деятелей искусств Чувашии.
В 1979 г., в связи с подготовкой ложа Чебоксарского залива и повышением уровня воды в Волге, здание, в котором располагалась галерея, было снесено. Тем не менее, часть ее фондов уже в 1972 г. переместилась в особняк купца П.Е. Ефремова, где в 1975 г. открылась экспозиция русского и зарубежного искусства, действующая и по сей день. В данной экспозиции представлены уникальные образцы XVI-XX веков, включая иконопись, старопечатные книги, живопись, скульптуру, графику, а также коллекции фарфора.
Необходимость размещения значительного количества экспонатов послужила стимулом для строительства нового помещения. В 1966 г. В.Д. Шатилов – архитектор «Чувашгражданпроекта», начал разработку проекта музея. Однако, из-за недостатка финансирования, завершить строительство удалось лишь к 25 апреля 1985 г. Это событие совпало с проведением шестой зональной выставки «Большая Волга», на которой было представлено более 3 тысяч произведений искусства со всего Поволжья. Таким образом, музей обрел современный облик – просторный белый «прямоугольник» со стеклянным потолком стал символом нового этапа в развитии художественной жизни Чувашии.
Сейчас это здание находится по адресу ул. Калинина, д. 60, имеет 4 наземных этажа, в том числе технический, 11 выставочных залов, площадь которых составляет более 3 тысяч квадратных метров. В своем распоряжении музей имеет 3 филиала, один из них – вышеупомянутый Отдел русского и зарубежного искусства.
Второй отдел был открыт в 1990 г., им является мемориальный музей-квартира Моисея Спиридоновича Спиридонова – ветерана живописи, а также директора галереи в 1951 – 1953 гг. Несмотря на небольшую площадь, в квартире хранится более 8 тысяч экспонатов, отражающих жизнь и творчество художника, а также моменты истории и культуры Чувашии.
Чувашский государственный художественный музей не только сохраняет традиционные виды искусства, но и активно поддерживает современные направления. В 1996 г. ему был передан бывший выставочный зал Союза художников Чуваши. (с 2004 г. – Центр современного искусства). Его создание стало важным шагом в поддержке культурных инициатив, предоставляя платформу для экспериментов и новых идей молодых художников.
Чувашский государственный художественный музей стал важной площадкой для демонстрации работ местных художников и мастеров, а регулярные выставки, конкурсы и мастер-классы помогают художникам и любителям расти профессионально и находить единомышленников.
На сегодняшний день общий фонд Чувашского государственного художественного музея насчитывает около 30 тысяч произведений, включая живопись, графику, вышивку, скульптуру и керамику. Среди них можно найти работы всемирно известных мастеров, таких как К.А. Коровин, А.И. Куинжи, З.Е. Серебряков, Н.И. Фешин и В.А. Тропинин. Музей также гордится имеющейся коллекцией произведений чувашских классиков – М.С. Спиридонова, Н.К. Сверчкова, Ю.А. Зайцева, П.В. Сизова и многих других. С каждым годом музей пополняет свою коллекцию работ российских и зарубежных мастеров, что свидетельствует о динамичности и актуальности развития культруной жизни республики.
В его стенах активно проводятся экскурсии, встречи с художественной и творческой интеллигенцией, концерты и музыкально-поэтические вечера, создающие уникальную атмосферу для общения и обмена идеями. Это взаимодействие помогает создать динамичную культурную среду, где искусство становится частью общественной жизни.
В структуре также функционирует архив, научная библиотека, экспертная группа, реставрационная мастерская и художественный салон, что позволяет не только сохранять и изучать культурное наследие, но и активно участвовать в его развитии и распростарнении.
Чувашский государственный художественный музей стал не только хранилищем культурного наследия, но и катализатором для развития искусства в регионе. Его влияние ощущается в каждом аспекте художественной жизни Чувашии, формируя уникальную культурную идентичность, становясь связующим звеном между поколениями, культурами и эпохами, открывая новые грани искусства и эмоций для каждого, кто переступает его порог.
На снимках:
1. Г.Д. Харлампьев – художник-график, директор галереи. [1948-1951 гг.].
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1. Д. 504. Л. 64.
2. Картина М.С. Спиридонова «Невеста». 1960 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1а. Д. 1. Л. 72.
3. Скульптура И.Б. Слободовой «Материнство». г. Чебоксары. 1966 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1а. Д. 1. Л. 71.
4. Э.М. Юрьев на фоне афиши выставки, посвященной 40-летию со дня его рождения. 1976 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3237. Оп. 3. Д. 27. Л. 6.
5. Слева направо: художники В.С. Карандаев, Н.В. Овчинников, В.К. Бобков на выставке в галерее. [Дата не указана].
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1. Д. 504. Л. 35.
6. П.В. Сизов (в первом ряду второй слева) – художник-график среди посетителей выставки в галерее. [Дата не указана].
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1. Д. 504. Л. 42.
7. Открытие выставки [Дата не указана].
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1. Д. 504. Л. 43.
8. Посетители на выставке в галерее. [Дата не указана].
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1. Д. 504. Л. 65.
Источникик и литература:
1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 19. Д. 234. Л. 40, 43, 48, 51.
2. Культурное строительство в Чувашской АССР. Книга 2-я (1938-1967 гг.). Сборник документов и материалов / Сост.: Катагощин В.В., Кузьмин В.Л., Мурышкина А.М., Шевнина В.И. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1968. С. 55-57, 84-85, 108-11. (Библиотека госархива).
3. Статья Пейкова Н. «Художественный музей: накануне премьеры» // Советская Чувашия. – 1985. – № 81 (17964). – 7 апреля. – С. 4. (Библиотека госархива).
4. Викторов Ю.В. Чувашский государственный художественный музей. / Ю.В. Викторов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4: Си-Я. – С. 578. (Библиотека госархива).
5. Чувашский государственный художественный музей. [Электронный ресурс]. URL: https://artmuseum.ru/page/about/ (дата обращения: 25.10.2024).
Савинова Татьяна Алексеевна
56-10-78