Новости
Балетмейстер Василий Богданов: Служение красоте (к 100-летию со дня рождения балетмейстера, заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР В.Ф. Богданова (1924-2014)
Василий Федорович Богданов родился 14 сентября 1924 г. (согласно свидетельству о рождении, 14 ноября – на основании личных автобиографии и воспоминаний) в с. Круглое Лево-Россошанского района (ныне – Каширский муниципальный район) Воронежской области в многодетной семье крестьянина. «У нас была большая семья: папа, мама, дедушка, бабушка, прабабушка и нас семь детей, – рассказывал Василий Федорович в 2009 г. в своем интервью архивистам. – Жили в одной избенке: пол земляной, соломой устеленный. Спали вместе. Если корова отелится, то и теленок – вместе с нами». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 3. Д. 1.).
Василий окончил семь классов школы в родном селе. Затем поступил учеником токаря на Воронежский авиазавод. В 1942 г. он вместе с отцом Федором Ивановичем и матерью Зинаидой Иосифовной был эвакуирован, и прибыл на станцию Безымянка Куйбышевской области. Юноша рыл котлованы, работал слесарем на заводе № 18 им. К. Ворошилова Министерства авиационной промышленности СССР (ныне – «Авиакор» г. Самары). Также эвакуированные в этот волжский город артисты Государственного Большого театра СССР, не смотря на военное положение, отбирали на предприятиях перспективную молодежь и организовали на местах кружки самодеятельности. Василий Богданов увлекся танцами в коллективе О.П. Павловой, где занимался с 1942 г. по март 1946 г. На одном из конкурсов знаменитая балерина О.В. Лепешинская посоветовала юноше учиться хореографическому искусству.
В 1945 г. Василий Федорович приехал в отпуск в Воронеж и увидел объявление о наборе танцоров в Воронежский хор под художественным руководством Константина Массалитинова (ныне – Воронежский государственный академический русский народный хор им. К.И. Массалитинова). Поддержал его желание показаться комиссии и отец. Парня, мечтавшего о сцене, с первой пробы взяли в танцевальную группу, которой руководил балетмейстер Михаил Чернышов. В 1946 г. хор принял участие в смотре, проходившем в Москве, в Концертном зале им. П.И. Чайковского. В жюри работали Владимир Захаров, руководитель хора Пятницкого, и Игорь Моисеев, организатор первого в стране профессионального ансамбля народного танца (ныне – Ансамбль народного танца им. И.А. Моисеева). После выступления воронежцев Игорь Александрович сказал про Василия Богданова: «Нам нужен этот парень». Так в жизни будущего балетмейстера открылась новая страница.
С 1948 по 1956 гг. с Государственным ансамблем народного танца СССР В.Ф. Богданов объездил полмира, побывал в двух десятках стран. Его таланту рукоплескали на сценах Берлина, Потсдама и Дрезденской оперы, в австрийском дворце Франца Иосифа, на подмостках Братиславы, Будапешта и других европейских городов. Ансамбль был участником концертов в зале им. П.И. Чайковского, Кремлевском и Большом театрах. Василий Федорович выступал на одной сцене с оперными звездами И.С. Козловским, С.Я. Лемешевым, М.Д. Михайловым, артистом эстрады Н.П. Смирновым-Сокольским, знаменитым танцовщиком В.М. Чебукиани, и другими. В составе любимого ансамбля Иосифа Сталина Василий Федорович около двадцати раз танцевал перед вождем, на концертах и закрытых торжествах. Большая академическая школа обязывала совершенствовать собственное мастерство. Общение с эрудированным, великолепно знавшим не только театр, но и живопись, литературу, иностранные языки И.А. Моисеевым оставило значительный след в формировании будущего мастера. С 1951 г. молодой танцор учился на балетмейстерском отделении Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (далееГИТИС им. А.В. Луначарского). Чтобы поступить в ВУЗ, пришлось экстерном окончить среднюю школу, ведь непростое военное детство не позволило Василию Федоровичу получить аттестат зрелости вовремя.
К сожалению, на концерте в Чехословакии в 1956 г., Василий Федорович повредил ногу. Неудачная операция на мениске вынудила расстаться с большой сценой, хотя он не представлял себе жизни без танца. Пережить удар помогли друзья и педагоги института.
Наставниками в ГИТИСе им. А.В. Луначарского были профессор, заслуженный артист РСФСР Н.И. Тарасов, ранее ведущая характерная танцовщица Большого театра Т.С. Ткаченко, репетитор Большого, танцевавшая в Париже и Лондоне в дягилевских «Русских сезонах» М.В. Рождественская. Учился В.Ф. Богданов и у балетмейстера Большого театра Р.В. Захарова, который и посоветовал студенту получить также и специальность режиссера. Стажировку В.Ф. Богданов проходил в Государственном московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В 1959 г. Василий Федорович защитил дипломную работу постановкой хореографии в оперетте «Весна поет». Спектакль был поставлен на подмостках Воронежского театра музыкальной комедии, к тому времени очень окрепшего, успешно показавшего себя на творческом отчете в Москве и уже в следующем году реорганизованного в Музыкальный театр. Оптимистическая оперетта Д.Б. Кабалевского о молодых и влюбленных дала удачный старт карьере режиссера-балетмейстера В.Ф. Богданова.
Василия Богданова пригласили в столицу Чувашии, которая еще не имела своего балета. Выпускник главного театрального ВУЗа страны приехал в г. Чебоксары с женой Таисией и двухлетней дочкой Мариной. В.Ф. Богданов начинал работать в Чувашском государственном ансамбле песни и танца, а в 1960 г. перешел в Чувашский государственный академический музыкально-драматический театр им. К.В. Иванова. «Ехал туда по договору на три года, а проработал 18 лет, – вспоминал В.Ф. Богданов в интервью «Я служу красоте», опубликованном в газете «Зори Октября» от 26 ноября 1994 г., – Не знал чувашского языка, традиций, манер. Но национальные песни и танцы понравились – задушевные, красивые. Познакомился с композиторами, литераторами, помогли фольклорные экспедиции».
25 сентября 1959 г. он приступил к работе в ансамбле. Это время было наполнено энергией, азартом, желанием воплотить на сцене полученные у замечательных педагогов знания. Позднее он неоднократно сотрудничал с этим коллективом. В поздравительном адресе ансамбля к 50-летию В.Ф. Богданова написано: «Мы прекрасно помним о том, что Ваша творческая деятельность как балетмейстера в нашей республике начиналась в Чувашском ансамбле. Успешно поставленные Вами танцы: «Чувашская молодежная», «Родная Чувашия», «Русский танец» и др. горячо были приняты зрителями». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 9. Л. 11.).
Незадолго до приезда Василия Федоровича в г. Чебоксары Совет Министров Чувашской АССР выпустил постановление, в котором было указано: «Создать с 1 июля 1959 года на базе Чувашского академического театра драмы имени К.В. Иванова и симфонического оркестра филармонии музыкально-драматический театр с общим штатом работников 167 человек и впредь именовать его – Чувашский государственный академический музыкально-драматический театр им. К.В. Иванова».
Первые шаги вновь созданного коллектива начинались в нелегких условиях: отсутствие хора и балета, нехватка помещений для репетиций. Новое здание театра, к строительству которого приступили в 1957 г., только возводилось, а старое, на ул. Союзной, д. 10., уже не могло соответствовать появившимся потребностям. Но полные энтузиазма создатели музыкального театра во главе с Борисом Марковым смело приступили к постановке первой чувашской оперы. Для постановки хореографии был необходим профессионал, и руководство обратилось к молодому специалисту Василию Богданову, окончившему главный театральный ВУЗ страны, имевшему опыт работы танцором в знаменитом ансамбле И. Моисеева и руководства самодеятельными коллективами.
22 мая 1960 г. с большим успехом состоялась «… премьера оперы чувашского композитора Ф. Васильева «Шывармань» (Водяная мельница), ставшая первым спектаклем молодого музыкального театра Чувашии, – пишет И. Евсеева в буклете «Чувашский государственный музыкальный театр» 1989 г. – В постановке спектакля участвовали художественный руководитель и главный режиссер театра Б. Марков, дирижер Л. Волынский, художник П. Дмитриев, хормейстеры композитор Ф. Васильев и Е. Волкова, балетмейстер В. Богданов. Главные партии готовили 12 артистов, составивших небольшую группу первых солистов театра – Р. Ахметбекова, Е. Пикулина, М. Бурдина, Т. Соколова, Д. Хлебникова, Т. Чумакова, А. Александров, М. Денисов, В. Елфимов, З. Степанов, И. Калентьев и И. Охливанкин. О празднике чувашского искусства сообщали не только республиканские, но и центральные газеты и журналы». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 41. Л. 2.).
Премьере оперного спектакля, ознаменовавшего фактическое рождение музыкального театра Чувашии, предшествовали огромная работа и мучительные поиски организационных возможностей. В декабре 1959 г. местные газеты и радио известили о проведении при театре конкурса в вечерние (вокальную и балетную) студии. Лучшие были отобраны из 700 (!) претендентов, людей самых разных профессий. Только огромный энтузиазм и профессионализм постановщиков, среди которых был В.Ф. Богданов, позволили уже 26 февраля 1960 г. показать первый акт «Шывармани» на съезде композиторов Чувашии и получить одобрение многочисленных искушенных зрителей.
В поздравлении коллектива Чувашского драмтеатра В.Ф. Богданову в 1974 г. было подчеркнуто внимание юбиляра к студийцам: «Знаем Вас как талантливейшего педагога и отличного организатора. Следует особо отметить Вашу кропотливую работу в подборе юных учащихся в балетную студию при театре, которая фактически является кузницей будущих кадров для чувашской балетной труппы». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 9. Л. 10.).
Позже в характеристике, подписанной заместителем министра культуры Чувашской АССР К.И. Ванюшкиным, отмечалось: «Тов. Богданов В.Ф. принял активное участие в постановке первой чувашской оперы «Шывармань» Ф. Васильева. За короткий срок балетная студия театра была подготовлена для участия … Кроме того, тов. Богданов в опере поставил ряд интересных по сюжету танцев». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 5. Л. 8.). Режиссер спектакля Б.С. Марков в своей книге «Рождение музыкального театра Чувашии» о хореографии Богданова писал так: «По-настоящему хороши танцы чувашских девушек – легкие, пластичные, целомудренно-сдержанные, изящные … Можно надеяться, что они прочно войдут в репертуар художественной самодеятельности. Динамичен танец «Дружба народов». Умелое использование световых эффектов намного увеличивает силу эмоционального действия балетных номеров. В общем большой и напряженный труд постановщиков увенчался бесспорной творческой победой». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 17. Л. 24об.).
После постановки хореографии в опере «Шывармань» В.Ф. Богданов поменял место работы. Приказ Министерства культуры Чувашской АССР № 251-к гласил: «Богданова Василия Федоровича перевести на работу в Чувашский музыкально-драматический театр им. К.В. Иванова для использования в качестве балетмейстера с 12 августа 1960 года». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 5. Л. 7.).
«Постановка оперы «Шывармань» была посвящена знаменательной дате в жизни республики, – указывал Б.С. Марков в своей книге. – Летом 1960 года исполнилось 40 лет Чувашской АССР. И этот спектакль явился как бы итогом развития музыкальной и театральной культуры чувашского народа …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 17. Л. 26об.).
Воодушевленный творческой удачей театр приступил к постановке «Евгения Онегина» П. Чайковского. Главным балетмейстером В.Ф. Богдановым была проделана огромная работа над постановкой танцевальных номеров как с артистами, так и со студийцами. В книге «Рождение музыкального театра Чувашии» Б.С. Марков писал: «Большое место в музыке «Онегина» занимают танцы. Танцевальная стихия пронизывает две кульминационные картины оперы: бал у сельских помещиков Лариных и роскошный великосветский бал у князя Гремина. В спектакле танцы поставлены смело, порой даже дерзко. В хореографическом рисунке вальса на балу у Лариных балетмейстер использует приемы, характерные для эстрадного танца. Смелость балетмейстера здесь не только вполне оправдана, но даже необходима. Она – в стиле постановки. Такое решение позволяет добиться необходимого для режиссера эмоционального напряжения в сцене бала. Оно является неотъемлемой деталью сценического решения картины ларинского бала. Несомненно, однако, что замысел не мог бы осуществиться, если бы режиссер и балетмейстер имели другой актерский материал. Сценическая неопытность и недостаток профессиональной подготовки, который более или менее заметно чувствуется почти у всех исполнителей, с лихвой компенсируется их молодостью, задором, энергией, увлеченностью». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 17. Л. 35об.).
Конечно, во время работы над классической оперой Василий Федорович сталкивался с трудностями. Борис Марков в своей книге приводил такие слова балетмейстера: «При постановке танцев в опере «Евгений Онегин» нашим студийцам очень трудно было приобрести навыки сценического поведения в конкретной исторической обстановке. Изучить характер танцев прошлого, правильно их исполнить и, тем самым, донести до зрителя манеру, стиль, характер танцев начала девятнадцатого века – вот какая задача стояла перед нашей балетной студией. …В чебоксарской опере смело протянули руку талантливой молодежи из самодеятельности. И это привело к двойному выигрышу – и для артистов, и для зрителей. И, честно говоря, на спектакле зрители ничуть не чувствуют, что посол испанский перед выходом на сцену ремонтировал электропроводку в цехе, а управляющий помещичьим имением достраивал дом для газопроводчиков. И это – очень хорошо». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 17. Л. 31.).
«Великолепно проводят обе картины балов. Хор и балет – это подлинное украшение спектакля, – продолжает Б.С. Марков, говоря о «Евгении Онегине», – и можно только поражаться успехам студийцев, достигнутым за такое короткое время…». …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 17. Л. 36.). Первое представление оперы на чебоксарской сцене прошло 25 февраля 1961 г. Спектакль выдержал не один сезон и позже, в 1972 г., был восстановлен при участии В.Ф. Богданова.
В 1961 г. театр переехал в новое здание на ул. Г. Плеханова, д. 13 (ныне Красная пл., д. 7), построенное по проекту А.П. Максимова. Объявленное в 1993 г. памятником архитектуры оно по сей день является украшением столицы Чувашии.
17 октября 1961 г. на новых подмостках состоялась премьера оперы «Чапай» Б.А. Мокроусова. И вновь к постановке массового спектакля были привлечены студийцы, с которыми скрупулезно работал балетмейстер В.Ф. Богданов.
Как один из лучших спектаклей, подготовленных к XXII съезду КПСС в театрах РСФСР «Чапай» был показан на сцене Кремлевского театра. Москва горячо принимала посланцев с родины легендарного комдива и дала высокую оценку опере Бориса Мокроусова «Чапай», впервые увидевшей свет рампы на сцене Чувашского музыкального театра. Это спектакль, показанный на Кремлевской сцене, был награжден дипломом Министерства культуры РСФСР, Всероссийского театрального общества (ВТО, ныне Союз театральных деятелей) и Союза писателей РСФСР. Труд всех постановщиков героико-романтической оперы был по достоинству оценен. На профессиональном обсуждении чебоксарского спектакля в ВТО именитые специалисты тепло отозвались о «Чапае» в целом, и о хореографии Богданова в частности. Б.С. Марков в своей книге процитировал слова именитого балетмейстера Т.П. Образцовой: «Учащиеся балетной студии танцуют на хорошем профессиональном уровне». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 17. Л. 65.).
Указом от 3 апреля 1962 г. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР «за заслуги в развитии советской музыкальной культуры и осуществлении постановки оперы «Чапай» Б.А. Мокроусова» присвоил В.Ф. Богданову звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 6. Л. 1-2.). Постановку «Чапая» Б.М. Марков называл «Целой эпопеей в жизни музыкального театра Чувашии». Спектакль появлялся на чебоксарской сцене 70 раз, и всегда при аншлагах.
В 1964 г. театр впервые обратился к оперетте. Танцы в оперетте не только образуют целые хореографические сцены, но и являются одним из средств раскрытия характеров героев. К тому же они зачастую сопровождаются пением, а значит, перед хореографом ставятся дополнительные задачи. 23 мая состоялась премьера «Сильвы» И. Кальмана, где В.Ф. Богданов блестяще выступил постановщиком хореографии.
Не смотря на большую нагрузку в театре, Василий Федорович всегда находил время и на работу в других, профессиональных и самодеятельных, коллективах. В марте 1965 г. ансамбли при Цивильском районном Доме культуры и Цивильской культурно-просветительской школе под его руководством с большим успехом выступили на Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности. «Влюбленный в народный танец, он беспрестанно изучает местный фольклор, – пишет о В.Ф. Богданове С. Горбатых в журнале «Культурно-просветительская работа» за май 1965 г. – Эта любовь и свела его с молодым танцевальным коллективом колхоза «Рассвет» Цивильского района. Он начал заниматься с девушками с самых азов, а дошел до новых движений и хореографических рисунков. В дождь и непогоду, даже в буран, когда до деревни добраться очень трудно, Богданов регулярно приезжает в колхоз и безвозмездно занимается с коллективом». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 16. С. 34.).
Занимался В.Ф. Богданов и исследовательской работой, писал тематические статьи по теории хореографии. Василий Федорович является составителем сборника «Чувашские танцы» (1964).
19 мая 1967 г. считается датой рождения балета Чувашии. В этот день на сцене Чувашского государственного музыкального театра воцарилась «Жизель» А. Адана. В спектакле танцевали «пионеры» чувашского балета – Г. Васильева, Л. Ивановская, Н. Дульская, Л. Клементьева, Г. Барсукова, М. Крылова, Г. Чернякова, В. Александров, В. Иванов, Н. Михайлов, Н. Никифоров, Ю. Свинцов, А. Федоров, группа молодых танцоров, ставшая ядром балетной труппы. «А началось все в 1966 году, – вспоминала народная артистка Чувашской АССР Г.С. Васильева на страницах буклета «Чувашский государственный музыкальный театр» 1985 г., – когда мы, первые выпускники, вернулись в Чувашию с дипломами об окончании Ленинградского академического хореографического училища им. А.Я. Вагановой. Театр делал свои первые шаги и свои первые шаги с ним вместе делали и мы. Первые репетиции, первый спектакль… впечатления от него так свежи, как будто это было вчера … в чудесный майский день родился наш балетный первенец. Готовили мы спектакль с большими мастерами ленинградской балетной сцены – нашими педагогами». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 39. Л. 45.). Вместе с молодыми артистами в Чебоксары для работы над спектаклем приехали и ленинградские педагоги К. Шатилов и Н. Румянцев.
30 октября 1967 г. состоялась премьера оперы «Нарспи», постановки, ставшей этапной в истории театра. За создание спектакля автору оперы Г.Я. Хирбю, режиссеру Б.С. Маркову и исполнителям главных партий Т.И. Чумаковой, Л.С. Сорокиной, А.В. Ковалеву, М.И. Денисову была присуждена Государственная премия Чувашской АССР им. К.В. Иванова.
В 1968 г. хореографическая композиция «Малахов курган» на музыку седьмой симфонии Д. Шостаковича в постановке В.Ф. Богданова приняла участие в заключительном концерте лауреатов смотра-конкурса в Кремлевском театре и в торжествах в честь 25-летия Сталинградской битвы в г. Волгограде.
Приказом министра культуры Чувашской АССР № 83 «а» от 31 марта 1969 г. Чувашский академический музыкально-драматический театр им. К.В. Иванова был реорганизован «в два самостоятельных театра: Чувашский государственный музыкальный театр и Чувашский академический драматический театр им. К.В. Иванова». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 39. Л. 5.). Это стало существенным шагом в развитии музыкального искусства в республике.
В 1970 г. была осуществлена постановка национального балета «Сарпиге» Ф. Васильева. Спектакль заложил основы национального академического хореографического искусства, где классический танец органично переплелся с народным. Учитель В.Ф. Богданова, известный отечественный хореограф, народный артист СССР, профессор Р.В. Захаров, следивший за творчеством своего ученика, через месяц после премьеры написал в «Известиях» от 29 июля 1970 г.: «В многонациональной театральной жизни нашей страны произошло радостное событие – родился первый чувашский балет, а вместе с ним и самая юная балетная труппа. Музыкальный театр в Чебоксарах выпустил премьеру балета «Сарпиге».
19 мая 1971 г. впервые на чувашской сцене станцевали «Лебединое озеро». Газета г. Ярославля «Северный рабочий» так отозвалась о постановке: «Балет великого русского композитора П.И. Чайковского – самое популярное произведение в мировом балетном искусстве. «Лебединое озеро» – это всегда экзамен на профессионализм, на мастерство, и надо сказать, что Чувашский балет выдерживает этот экзамен с честью. В спектакле покоряет большая сценическая культуры всего коллектива». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 39. Л .47.).
В 1972 г. прошли первые гастроли Чувашского государственного музыкального театра за пределами республики.
В 1974 г. впервые на сцене театра танцевали солисты Большого театра СССР, народные артисты СССР, наша землячка Надежда Павлова и ее партнер Вячеслав Гордеев. Приняла участие Надежда Васильевна и в концерте, посвященном вручению Чувашской АССР ордена Дружбы народов, состоявшемся 29 января. Ее гастроли на родине в последствии стали доброй традицией. Рукоплескали приме и зрители Чебоксарского балетного фестиваля, с 1997 г. ежегодного проходящего в Чувашском государственном театре оперы и балета.
В конце 1974 г. Василий Федорович отметил свой полувековой юбилей. «Сегодня общественность Чувашии отмечает пятидесятилетие со дня рождения В.Ф. Богданова, – поздравлял юбиляра народный писатель Чувашской АССР Мигулай Ильбек в «Советской Чувашии» от 15 ноября. – Балетмейстер полон сил и новых замыслов. Сейчас он работает над национальным балетом «Арзюри» Ф. Васильева. Пожелаем ему здоровья и дальнейших творческих успехов!». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».). 21 декабря в Чувашском государственном музыкальном театре состоялся Творческий вечер, посвященный 50-летию со дня рождения главного балетмейстера театра В.Ф. Богданова.
26 марта 1975 г. родился балет «Арзюри» Ф. Васильева. Над постановкой этого спектакля В.Ф. Богданов трудился в тесном содружестве с танцовщиком, заслуженным артистом Чувашской АССР Николаем Никифоровым, их творческий союз сложился еще во время работы над «Сарпиге». «Это второй национальный балет, поставленный в театре. Перед балетной труппой театра стояла нелегкая задача – воспроизвести языком танца широко известную поэму классика чувашской литературы М. Федорова, сохранить ее национальный колорит, – писал А. Исаков в журнале «Музыкальная жизнь» за сентябрь 1975 г. – Коллектив успешно справился с этой задачей. Создан интересный спектакль, где элементы фантастики и сказочности создают красочный фон, на котором происходит борьба характеров, столкновение людей труда и деревенских богатеев». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 19. Л. 2.).
В 1976 г. Василий Федорович с семьей вернулся на свою родину. Богдановы поселилась в молодом развивающемся городе атомщиков Нововоронеже.
В.Ф. Богданов стал работать старшим преподавателем в Воронежском государственном институте искусств (ВГИИ) и заниматься постановкой танцев и хореографических номеров на актерском факультете. Через год был отстранен от преподавания за «антисоветские настроения». «С институтом пришлось расстаться, – написано в статье «Я служу красоте», – а в газете напечатали «старший преподаватель В.Ф. Богданов пытался распространять среди коллег антисоветские пасквили махрового реакционера Солженицына». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 24. Л. 16.). «Ледяную стену отчуждений» помог пробить заместитель начальника Управления культуры Воронежской области Г.В. Харчев, по рекомендации которого В.Ф. Богданова приняли на работу в один из колхозов Таловского района. Председатель хозяйства Н.В. Голов, не принимая во внимание газетные сплетни, заверил нового сотрудника: «Организуй концерты, и все будет хорошо», и Василий Федорович с присущими ему трудолюбием и скрупулезностью взялся за дело. Он «… занимался самодеятельностью, помогая энтузиастам создавать кружки, студии, ставить хореографические номера, – писал «Воронежский курьер» к очередному юбилею мастера. – Незаметно пролетело семь лет. Богданова знали во всех танцевальных коллективах области». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 24. Л. 20.). В селе Бирюч Василий Федорович встретил и свое шестидесятилетие.
В 1984-1996 гг. В.Ф. Богданов работал в Воронежском областном научно-методическом Центре народного творчества и культурно-просветительской работы в должности старшего научного сотрудника по хореографии, где занимался не только досуговой деятельностью клубов и методическим руководством самодеятельного художественного творчества, но и изучением, сохранением, возрождением традиционной народной культуры Воронежского края. «Я помогаю танцевальным коллективам обретать мастерство, веду семинары в Воронеже, езжу в командировки по селам области, занимаюсь с рабочими, школьниками, – отмечал В.Ф. Богданов в вышеуказанном интервью газете «Зори Октября» – Доволен, что за последние годы в области создано 16 народных танцевальных коллективов. Лучшие из них в селах Митрофановка и Бондарево Кантемировского района, в городах Павловск, Борисоглебск, Калач…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 24. Л. 16.). Коллеги, обращаясь к В.Ф. Богданову, в поздравлении с 70-летним юбилеем отметили: «Глядя на Вас сегодня, бодрого, статного и удивительно работоспособного, невозможно забыть о Ваших больших творческих успехах в прошлые годы. Каждый из нас помнит, что Ваше имя трижды упоминается в энциклопедии мирового балета … Десять лет своей долгой, насыщенной и яркой жизни посвятили Вы Центру народного творчества, протягивая руку помощи начинающим танцорам, делясь с ними своим мастерством, поддерживая и выводя на большую сцену юные дарования нашей области. Все мы гордимся тем, что Вы рядом с нами работаете …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 9. Л. 13.).
В 1996 г. В.Ф. Богданов решил оставить работу, но это никак нельзя было назвать уходом на покой, до 2004 г. мастер продолжал сотрудничать с разными организациями на договорной основе. «Сейчас Василий Федорович на пенсии, живет в г. Нововоронеже, – написали Мария Смольянинова и Н.С. Осипова в журнале «Воронежское подворье» № 2 (24) за 2008 г. – В «заветном» чемодане он хранит дипломы, фотографии, программы. Иногда приезжает в гости к коллегам в Областной центр народного творчества, бескорыстно дарит ценнейшие книги репертуарно-методическому фонду ОЦНТ, за чашкой чая вспоминает командировки, конкурсы, своих учеников… Отдав более полувека хореографии, Богданов и сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, проявляет себя как балетмейстер в коллективе Дворца культуры г. Нововоронеж, консультирует коллег по цеху и остается верным Терпсихоре». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 23. Л. 38.).
Даже уехав из г. Чебоксары, Василий Федорович никогда не терял связи с родным чувашским театром и ставшей очень близкой республикой. С заботой о сохранении истории Чувашского государственного театра оперы и балета Василий Федорович обратился с письмом в Министерство культуры Чувашской Республики, в котором сообщил о своем желании сдать на постоянное хранение в государственный архив документы: личные и о творческой деятельности. «… Думаю, что место моего чувашского архива в Чебоксарах», – писал В.Ф. Богданов. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 29. Л. 3.).
26-28 июля 2009 г. специалисты Госархива современной истории Чувашской Республики посетили Василия Федоровича Богданова в г. Нововоронеже. Архивисты записали видеоинтервью, оформили сдачу на постоянное хранение в госархив, перевезли документы, фотографии и музейные предметы в г. Чебоксары. Состав поступивших на хранение в госархив документов разнообразный: документы к биографии, творческой деятельности, письма В.Ф. Богданова, собранные архиводержателем, фотографии.
Василий Федорович Богданов скончался 25 сентября 2014 г. в г. Нововоронеже.
Имя Василия Федоровича Богданова тесно связано с возникновением Чувашского музыкального театра и становлением национального балета Чувашии. С 1959 по 1976 гг. он принял участие в работе над более чем 25 спектаклями. В Чувашском государственном музыкальном театре В.Ф. Богданов поставил балеты «Сарпике» (1970), «Арзюри» (1975, совместно с Н.Н. Никифоровым); танцы в операх, опереттах и музыкальных комедиях: «Шывармань» (1960), «Евгений Онегин» (1973), «Чапай» (1962), «Хамăръял» (Земляки, 1962), «Алеко» (1963), «Прерванный вальс» (1963), «Сильва» (1964), «Вольный ветер» (1965), «Запорожец за Дунаем» (1966), «Девушка с голубыми глазами» (1966), «Петроградская повесть» (1967), «Нарспи» Г. Хирбю (1967), «Красная шапочка» М. Раухвергера (1968), «Энĕш хĕрринче» (На реке Аниш, 1970), «Ҫăлтăр витĕр ҫул» (Звездный путь, 1969), «Сеспель» (1971), «Русская береза» (1971), «Тараска» (1973), «Ҫĕмĕрт ҫеҫки ҫурăлсан» (Когда зацветет черемуха, 1974), «Иванушка-насмешник» (1974). Василий Федорович также является постановщиком хореографии в нескольких спектаклях Чувашского драмтеатра: «Ялта» (В деревне, 1961); «Хăв пурăнас килнĕ пек ан пурăн» (Не так живи, как хочется, 1968); «Манăн чĕре санпа» (Мое сердце с тобой, 1969) и другим.
За самоотверженную работу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В.Ф. Богданов награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946), юбилейной медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2005).
Творчество и незаурядные организаторские способности В.Ф. Богданова были оценены на разных уровнях. Балетмейстер удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР» (1962); награжден Почетными грамотами: Президиума Верховного Совета РСФСР (1965), Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры (1968), Чувашского обкома КПСС и Совета Министров Чувашской АССР (1974); грамотой за успешное участие в заключительном показе Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности (1965) и другими; благодарностями Чувашского обкома КПСС, Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, Совета Министров Чувашской АССР, областного Совета профсоюзов (1970), Министерства культуры Чувашской АССР (1962) и другими.
На снимках:
1. В.Ф. Богданов во время исполнения Государственным ансамблем народного танца СССР номера «Байковская кадриль» на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского. г. Москва. [1948-1956 гг.].
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 2. Д. 14. Л. 2.
2. В.Ф. Богданов. Портрет. г. Чебоксары. 1960 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 2. Д. 1. Л. 6.
3. В.Ф. Богданов (в третьем ряду в центре) в составе творческой группы оперы «Шывармань» Ф. Васильева. г. Чебоксары. 1961 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 2. Д. 17. Л. 1.
4. В.Ф. Богданов (в третьем ряду пятый справа) среди творческого состава оперы «Чапай» Б. Мокроусова на сцене Кремлевского дворца съездов. г. Москва. 21-26 марта 1962 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 2. Д. 21. Л. 4.
5. А. Макаров в роли Сардивана и Г. Васильева – Сарпиге в балете «Сарпиге» В. Федорова. г. Чебоксары. 1970 г. Автор съемки С. Юрьев.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 2. Д. 32. Л. 1.
6. В.Ф. Богданов во время поздравления с 50-летним юбилеем от юных пионеров. г. Чебоксары. Ноябрь 1974 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 2. Д. 11. Л. 2.
7. Л.Ю. Ивановская в роли Аниты и Ю.А. Свинцов – Эндри в балете «Арзюри» Ф. Васильева. г. Чебоксары. 1975 г.
Из фондов БУ «ГАСИ ЧР».
Источники и литература:
1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 5. Л. 7-8.
2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 6. Л. 1-2.
3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 9. Л. 10-11, 13.
4. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 16. С. 34.
5. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 17. Л. 24об, 26об, 31, 35об, 36, 65.
6. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 19. С. 2.
7. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 23. Л. 38.
8. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 24. Л. 16, 20.
9. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 29. Л. 3.
10. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 39. Л. 4-5, 45, 47.
11. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 1. Д. 41. Л. 2.
12. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 3. Д. 1.
13. Ильбек Мигулай. Влюбленный в танец // Советская Чувашия. – 1974. – № 267 (14625). – 15 ноября. – С. 4.
Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».
14. Васильев Ю.В. Энциклопедия музыкально-театрального искусства Чувашии. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2022. – С. 32.
Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».
15. Данилова И.В. Богданов Василий Федорович // Чувашская энциклопедия. - Чебоксары, 2008. – Т. 1: А-Е. – С. 221-222.
Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».
Кочешкова Вероника Геннадьевна
56-10-78