Новости
Главная достопримечательность сердца Чувашии (20 лет назад (2003) состоялась церемония торжественного открытия монумента Матери на западном косогоре набережной Чебоксарского залива)
Чувашская земля необыкновенно богата самыми разнообразными достопримечательностями. Среди них в центральную часть всех чудес республики можно выделить объекты культурного наследия, которые, в свою очередь, немыслимы без памятников.
В монументальном искусстве Чувашии особое место занимает монумент Матери. Этому уникальному произведению скульптурного творения республики весной этого года исполняется 20 лет. Данный проект создан по инициативе и под непосредственным руководством Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова совместно с творческой группой в составе известного скульптора В.П. Нагорнова, научного консультанта А.А. Трофимова и группы архитекторов: В.Н. Филатова, Ю.М. Новосёлова, А.Б. Орешникова. С рабочим визитом посетил г. Чебоксары и знаменитый монументалист Зураб Церетели, чтобы детально познакомиться с нюансами большого проекта.
Торжественное открытие монумента состоялось 9 мая 2003 г. Был организован грандиозный праздник, который совпал с 58-ой годовщиной Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Погода для празднования выдалась ясной и теплой. На знаменательном мероприятии присутствовали: первый Президент Чувашской Республики Н. Федоров с супругой, глава администрации г. Чебоксары Н. Емельянов, председатель Государственного Совета Чувашской Республики М. Михайловский, главный федеральный инспектор по Чувашской Республике А. Муратов, председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Н. Партасова, председатель Мариинско-Посадского городского комитета по делам семьи и женщин Л. Макарова, представители Чебоксарско-Чувашской епархии Русской Православной церкви, студенты образовательных учреждений и учащиеся школ столицы республики, корреспонденты газет и телевидения, многочисленные гости и жители города. С красочными номерами выступали республиканские творческие коллективы: оркестр под управлением прославленного дирижера М. Яклашкина, артисты детских студий города и др. Вся панорама Чебоксарского залива была заполнена посетителями праздника. На открытии монумент Матери былосвящен митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.
Монумент Матери высотой 46 м. установлен на живописном западном берегу Чебоксарского залива в исторической части столицы республики, на древнем холме с удивительным архитектурным ландшафтом, откуда открывается чудесный панорамный вид на центральные Чебоксары, Волгу и Заволжье. Он стал символом не только столицы Чувашской Республики г. Чебоксары, но и всей республики в целом. Памятник объединил большое пространство широких волжских просторов Чебоксарского залива с сохранившимися и возрожденными православными храмами, светскими сооружениями минувших веков и массивами новостроек в исторической части сердца Чувашии, образовав единый архитектурный ансамбль. Для Чувашии масштабы монумента Матери носят беспрецедентный характер.
Монумент отличается стройным силуэтом, гармоничным единением 16-метровой фигуры Матери и 25-метрового пьедестала-постамента. Основанием для этого скульптурного шедевра служит стилобат высотой 5 м. Органично воплотив их в одно целое, авторы добились синтеза скульптуры и архитектуры, достигли неразрывного слияния пластичной формы, художественного образа и идейного содержания изображения в его философском осмыслении, звучании и восприятии. На стилобате размещены мраморные лестницы-каскады с фонтанами, придающими архитектурно-скульптурному ансамблю особую эмоциональную приподнятость. Стилобат сооружён на холме высотой 12 м. От нулевой отметки высота монументального произведения составляет 57 м. Отдельная тема для обсуждения – 14-метровый размах рук. Вся эта композиция является результатом умелой, слаженной и кропотливой работы. Размер памятника превышает все созданные доселе в республике скульптурные монументы. Интересно отметить, что при монтаже учитывали силу волжских ветров, безопасный запас прочности при землетрясении до 6 баллов. Когда скульптуру везли с базы завода «Волгастальконструкция», пришлось на ночь снимать контактные троллейбусные сети во избежание повреждений.
Главной идейно-содержательной частью является фигура Матери. Обращение скульптора к теме матери не случайно. Ведь у чувашей традиционно считается, что «гордостью нации является чувашская женщина – клад этничности, проводник и носитель этнокультурных ценностей», – как отмечает этнолог Г.Б. Матвеев.Её обобщённо-собирательный и монументализированный образ выполнен из меди в технике литья и выколотки. Основой для пластичного решения образа стали очертания женской фигуры в чувашском уборе, выраженном в орнаментальном искусстве. Образ Матери, связывающий воедино многовековую духовно-историческую память народа, ассоциируется с понятием вечности. Распростёртые руки женщины в национальном одеянии приподняты до уровня плеч. Раскрытые ладони поданы вперёд. Такой жест для чувашской женщины-матери не является обыденно-повседневным, он характерен для особо торжественных и одновременно восторженных встреч дорогих, близких и долгожданных людей. Руки, раскинутые в стороны, не только встречающий, но и охватывающий жест. Этот жест-символ связан также с покровительством: защищая свой народ, историю и землю, Мать покровительствует многонациональному населению республики, что является главным в её образе. Внимательно вылеплены черты молодого лица, детально проработаны пальцы рук, тщательно вымерены и уложены складки платья, ниспадающего до земли. Хорошо найдены формы широких рукавов, дающие плавность переходящих линий. На близком расстоянии видны орнаментированные поясные повязки с бахромой на концах, мониста на груди, подвески из монет на головном уборе.Введённые в структуру величественного монумента элементы государственной символики, традиционного орнамента и украшений костюма придали ему ярко выраженный национальный характер.
Фигура Матери установлена на высоком постаменте, выполненном из светлого железобетона в виде усечённого конуса с тремя овально завершающимися нишами. Форма постамента выражает космогонические представления древних о модели мироздания. Ниши, ритмично чередующиеся на постаменте, своими овальными вершинами символизируют очертания Небосвода. Конусообразная форма постамента на уровне 2/3 высоты опоясана слегка выступающей декоративной лентой из меди, орнаментированной звёздами – чувашскими знаками огня. На фоне ниш лента перебивается объёмными орнаментами – знаками Солнца.
Монумент Матери стал достопримечательностью и визитной карточкой не только столицы республики, но и всей Чувашии. Памятник явился знаком возрождения духовных ценностей чувашского народа.
В народе памятник окрестили как «Мать-Покровительница». На постаменте внизу определены слова на чувашском и русском языках: «КИЛĔШŸПЕ ЮРАТУРА ПУРĂНАКАН АЧАСЕМ ПИЛЛĔХЛĔ» что означает в переводе «БЛАГОСЛОВЕННЫ ДЕТИ МОИ, ЖИВУЩИЕ В МИРЕ И ЛЮБВИ» – очень важные слова напутствия для многонациональной республики.
Каждый год в летнее время жители и гости столицы с восхищением любуются невероятными красотами подлинного достояния республики, для населения это место стало излюбленной зоной отдыха. Особенно чарует и завораживает вечерний вид Матери со всеми ее фонтанами с разноцветной подсветкой. Монумент поражает своей величественностью. Традиционно этот ценнейший архитектурный комплекс теперь является местом обязательного посещения молодоженами в такой важный для них день – в день бракосочетания, сродни ритуала благословения для плодотворно-долгой и счастливой дальнейшей семейной жизни. За эти года монумент Матери поистине стал одним из главных и узнаваемых символов Чувашии.
На снимках:
1. Панорама праздничной площадки у монумента Матери. Чебоксарский залив. 09 мая 2003 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2994. Оп. 7. Д. 25. Л. 2.
2. Выступление Президента Чувашской Республики Н. Федорова (в центре) на праздничной площадке у монумента Матери. Справа от Н. Федорова – митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Чебоксарский залив. 09 мая 2003 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2994. Оп. 7. Д. 25. Л. 8.
3. Вечернее освещение монумента Матери. Чебоксарский залив. 09 мая 2003 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2994. Оп. 7. Д. 25. Л. 25.
4. Монумент Матери. Чебоксарский залив. 2003 г.
Чувашская энциклопедия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2009. – Т. 3: М-Се – С. 131. (Библиотека госархива).
Источники и литература:
1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2994. Оп. 7. Д. 25. Л. 28.
2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 1. Д. 34. Л. 70.
3. Белов А. Монумент Матери в Чебоксарах ждет капремонта и новой подсветки // Официальный сайт окружной интернет-газеты «Правда ПФО» // https://pravdapfo.ru/polnotekst/453540-monument-materi-v-cheboksarah-zhdet-kapremonta-i-novoj-podsvetki/.
4. Викторов Ю.В. Монумент Матери // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2009. – Т. 3: М-Се – С. 130-132. (Библиотека госархива).
5. Монумент Матери // Официальный сайт мастерской скульптора Владимира Нагорнова (Тутимера Сувара) // http://www.sculptornagornov.ru/2315360969.
Самсонова Наталия Олеговна
56-10-78