29 апреля 2024 года

Новости

03.04.2023

Чувашский театр юного зрителя (К 90-летию со дня открытия Чувашского республиканского театра юного зрителя первой постановкой пьесы Л.А. Бочина «Топай»)

Еще в 1920-е гг. писатель-сатирик, актер И.И. Илларионов (Иллариус) в газете «Канаш» от 19 января 1928 г. привлекает общественное внимание к общему развитию и художественному воспитанию подрастающего поколения средствами театрального искусства. «Нам нужно подумать о создании театра и для чувашских детей», - писал он в статье «Ачасемпе театӑр» (Дети и театр). (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

Большой вклад в развитие культуры в республике внесли органы советской власти. 7 мая 1929 г. вышло Постановление Чувашского обкома ВКП(б) о мероприятиях по развитию чувашской художественной культуры в области театрального, музыкального и изобразительного искусств. 15 января 1933 г. бюро Чувашского обкома ВКП(б) вернулось к этому вопросу. Бюро обкома, в частности, постановило: «… Для лучшего и более широкого обслуживания масс при Чувашском государственном академическом театре организовать русскую труппу, группу театра юных зрителей (ТЮЗ) и практиковать выезды основными силами театра на предприятия, в совхозы, колхозы, селения… Практиковать групповые командировки выдающихся актеров чувашской труппы и окончивших техникумы для повышения квалификации в театральные ВУЗы и центральные театры… выделить театральное отделение Музтеатртехникума с осени 1933 г. в особый театральный техникум, предоставив ему особое помещение». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп. 14. Д. 16. Л. 86).

Чувашское театральное училище было организовано в 1930 г. в составе техникума как отделение, преобразованное в 1935 г. в театральный техникум. В 1929-1930 гг. музыкальное училище называлось Музыкальным техникумом, в 1930-1936 гг. – Музыкально-театральным техникумом.

Летом 1930 г. в Чебоксарах состоялись гастроли Московского театра юного зрителя. Это стало большим событием в республике, и к его приезду тщательно готовились. «Дореволюционный взгляд на спектакли для детей, как на пустяковое баловство, должен быть окончательно отвергнут. Театр, обладающий огромной силой художественного воздействия – стал могучим оружием коммунистического воспитания. Каждый спектакль должен взволновать целым рядом новых мыслей и чувств, которые нужны в общей системе воспитания здоровой коммунистической смены… Наркомпрос командировал театр в города Поволжья с целью обслужить наибольшее количество ребят и организовать конференции по художественной самодеятельной работе ребят, подняв вопрос о создании детских театров на местах»» - писала газета «Красная Чувашия» 2 июня 1930 г. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

Гастроли Московского ТЮЗа прошли с большим успехом. В целом с 5 по 9 июня столичные артисты дали 10 спектаклей при полных залах. Заведующий педагогической частью московского театра, детский драматург С. Ауслендер в статье «Создать Чувашский детский театр», опубликованной в газете «Красная Чувашия» 8 июня 1930 г., писал: «Уже в первый день город был заполнен толпами ребят с котомками за плечами. Некоторые пробыли в дороге до двух дней. Таким образом ребята проголосовали за то, чтобы был детский театр». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

7 июня 1930 г. Наркомпрос Чувашской АССР созвал расширенное заседание местных руководителей и коллектива Московского ТЮЗа, где был образован Комитет по организации детского театра. Говорилось о необходимости при наборе в театральную студию учитывать перспективу подготовки кадров для будущего детского театра. 10 июня газета опубликовала открытое письмо «Голосуем за детский театр Чувашии», в котором коллектив Московского ТЮЗа приветствовал создание в Чувашии театра для детей и предлагал свою шефскую помощь в его организации.

После гастролей московского театра в сезон 1930-1931 гг. была предпринята попытка создать детский театр силами учащихся Музыкально-театрального техникума. Режиссер русской труппы Чувашского академического театра (далее – ЧАТ) Б. Боярский поставил пьесу о беспризорниках, спасенных и перевоспитанных советской властью. В постановочную группу спектакля «Лягавый» Л. Веприцкой также входили балетмейстер И. Ковальсикй, художник П. Иевлев, музыкальный оформитель В. Бутьма. В антракте играл духовой оркестр, были организованы развлечения. С 7 по 10 марта 1931 г. прошли четыре спектакля.

Летом 1932 г., в период I Олимпиады искусств в честь 12-й годовщины ЧАССР и 15-летия Октябрьской революции были сделаны следующие практические шаги по организации детского театра. Во время подготовки к Олимпиаде кружкам, в частности театральным, рекомендовалось, как писала «Красная Чувашия» 8 мая 1932 г.: «…уделить особое внимание использованию и обработке местного материала: показу лучших достижений своего предприятия или колхоза, примерных ударников, образцов подлинной большевистской работы… С этой целью возможно использование всех форм театральной работы, как пьесы, живые газеты, агитшествия, инсценировки и т.п.» (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

По итогам успешно прошедшей Олимпиады Наркомпрос ЧАССР решил открыть детский театр вместо намеченного ранее 1935 г. уже в январе 1933 г. С 15 января 1933 г. бюро обкома партии обязало соответствующие органы организовать при ЧАТ труппу ТЮЗа и в дальнейшем практиковать ее выезды в районы.

Предпосылкой для открытия настоящего театра стал и первый выпуск театрального отделения. В 1932 г. документ об окончании Чувашского музыкально-театрального техникума получили 8 молодых актеров.

Осенью 1932 г. по приглашению Наркомпроса Чувашской АССР из Ленинграда приехала семья педагогов. Эдвин Фейертаг в музыкально-театральном техникуме стал преподавать уроки актерского мастерства, Маргарита Фигнер – историю театра и литературу. Конечно, приглашение было сделано и с прицелом на организацию театра для детей. Фейертаг и Фигнер, заинтересованные идеей создания ТЮЗа, следуя традициям основателей тюзовского движения А. Брянцева и Л. Макарьева, были достаточно подготовлены к осуществлению трудных организационных задач. В ноябре Эдвин Давидович был назначен художественным руководителем, Маргарита Николаевна – режиссером и заведующим педагогической частью будущего театра.

По договоренности Наркомпроса с ЧАТ Фейертаг приступил к постановке первого спектакля для детей силами русской труппы. К постановке была взята пьеса А. Бруштейна и В. Зона «4 000 000 авторов», которую рекомендовал Ленинградский ТЮЗ им. А. Брянцева. Художником спектакля стал П. Иевлев, музыку написал композитор В. Кривоносов. Главные роли в «спектакле-игре» исполнили молодые артисты, недавние выпускники Нижегородского музыкально-театрального техникума, Александр Дуняк и Мария Тихонова-Стасенко. Премьера постановки, ставшей предысторией Чувашского ТЮЗа, состоялась 6 февраля 1933 г. В этот день зрительный зал городского театра впервые заполнился учениками младших классов. Ребятам было рассказано, что такое ТЮЗ, о его репертуаре и формах работы со зрителем. Школьники с восторгом встретили новость о том, что спектакли будут также проходить и на чувашском языке. Это событие можно назвать первой победой тюзовского движения в республике.

Далее была проведена огромная работа по привлечению молодых, талантливых и способных ребят, которые впоследствии стали артистами труппы детского театра в Чувашии. В основном это были выпускники Чувашского музыкально-театрального техникума: Г. Иванов, Н. Николаев, Н. Дмитриев, Н. Орешникова, А. Каттай, Л. Пушкай, А. Ильин, М. Ильина, Д. Тарасов, А. Кузьмин, А. Жачева и другие.

Важнейшим вопросом для становления самостоятельности являлся выбор репертуара. Национальной драматургии как таковой еще не существовало, на чувашский язык было переведено считанное количество пьес русской классики для взрослых. Поиски материала для первого спектакля детского театра привели к «Молодому пласту» Л. Бочина. Перевод на чувашский выполнил актер ЧАТ К. Егоров, консультантом по переводу стал актер, режиссер, драматург, художественный руководитель театра И. Максимов-Кошкинский. Сюжет пьесы разворачивается на шахте Донбасса, куда прибыло пополнение молодых работников, не до конца осознающих важность работы шахты для экономики молодой советской страны. Секретарь комсомольской ячейки производства проводит воспитательную работу с новичками. В результате молодежь, среди которой и юноша Топай (чув. – Топас) возвращается к работе. Роль молодого человека, отказавшегося от прошлого бродяги и беспризорника, сыграл А. Каттай. Среди исполнителей остальных персонажей: партийного и комсомольского лидеров, инженеров и рабочих шахты были М. Ильина, Д. Тарасов, А. Кузьмин, А. Жачева. Оформителем спектакля выступил А. Дымов, композитором - Г. Лисков. Сдача спектакля, вышедшего под названием по имени главного героя – «Топас», прошла на сцене ЧАТ.

3 апреля 1933 г. в 16.00 в Рабочем клубе состоялась премьера «Топая». Этот день принято считать официальной датой рождения Чувашского театра юного зрителя

Полные энтузиазма организаторы театра и молодые артисты активно взялись за дело. Уже к 15 апреля готовилась одноактная пьеса начинающих актеров В. Алагера и Л. Пушкая «Хĕвель кулать» (Солнце смеётся), которая в последствие выдержала полуторамесячные гастроли театра по деревням Чебоксарского, Шумерлинского, Козловского районов Чувашии. К Первомаю отрепетировали сатирический спектакль по тексту Фейертага и Фигнер в переводе А. Каттая и И. Вашки «Мы – за здоровье», который призывал к готовности к летней оздоровительной кампании. 9 июля 1933 г. ТЮЗ выпустил спектакль «Ешĕл вӑй» (Бодрая сила). Это была первая чувашская пьеса, написанная Михаилом Няманем (М.И. Юрьев) специально для Чувашского ТЮЗа. Спектакль в постановке М. Фигнер, оформлении А. Дымова, на музыку В. Кривоносова имел самый большой успех. Подводя итоги творческого полугодия, был сделан вывод о необходимости пополнения репертуара молодого театра современными национальными пьесами.

Гастролями с 27 августа по 20 сентября театр начал новый творческий сезон. После поездки по республике труппа восстановила спектакль «Топай».ТЮЗ также пополнил свой репертуар кукольным спектаклем «Рис» М. Ладме в переводе артиста А. Каттая и директора театра К. Намангана, которым 6 ноября открыл занавес в г. Чебоксары. Позже появился еще один кукольный спектакль, «Лешка и Кошка» С. Дилина. Кукольные спектакли существовали в репертуаре ТЮЗа в 1933-1941 гг.

Театр юного зрителя, появления которого с нетерпением ждали дети республики, стал стремительно развиваться. По итогам творческого сезона 1933-1934 гг. театром было поставлено 7 новых спектаклей, которые посмотрели почти 27 тысяч зрителей.

С 1941 г. по 1947 г. театр не функционировал. Весь мужской состав вместе с главным режиссером были призваны на защиту Отечества, многие из них не вернулись с войны.

В 1947 г. ТЮЗ возобновил свою работу под руководством главного режиссера, заслуженного деятеля искусств Чувашии В.П. Романова и режиссера А.М. Харабуги.

В связи с реорганизацией сети театрально-зрелищных организаций с 1959 г. в театре осталась только чувашская труппа. В этот период директором назначается заслуженный работник культуры РСФСР и ЧАССР З.Д. Ярдыкова, главным режиссером – заслуженный деятель искусств РСФСР и ЧАССР А.Г. Васильев, внесшие огромный вклад в развитие театра.

В 1979 г. коллектив стал обладателем премии им. М. Сеспеля. В 1984 г. за заслуги в развитии театрального искусства Чувашский ТЮЗ награжден орденом Дружбы народов. В 1995-2003 гг. именовался Чувашский государственный молодёжный театр. В 1999 г. ему присвоено имя поэта, публициста, общественного деятеля Михаила Сеспеля.

В конце 2016 г. ТЮЗу, долгие годы не имевшему своего здания, передали бывший кинотеатр «Сеспель» по Московскому проспекту г. Чебоксары. В 2019 г., после капитального ремонта, театр наконец обрел свой дом.

Сегодня Автономное учреждение Чувашской Республики «Чувашский государственный ордена Дружбы народов театр юного зрителя им. М. Сеспеля» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики стремится идти в ногу со временем, поддерживать национальные традиции, сохранять родной чувашский язык. Творческий коллектив много гастролирует и участвует в российских и международных фестивалях.

Ежегодно 3 апреля, в память о премьере 1933 г. спектакля «Топай» Л. Бочина, Чувашский государственный театр юного зрителя им. М. Сеспеля отмечает свой день рождения. В 2023 г. ТЮЗ празднует свое 90-летие, но почтенный возраст не мешает ему по-прежнему оставаться молодым и задорным, любить и радовать своего зрителя.

 

На снимке: Сцена из спектакля «Топай». 1933 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2765. Оп. 1. Д. 289. Л. 1.

Источники и литература:

1. Иллариус. Ачасемпе театӑр / Иллариус //Канаш. – 2006. – № 14. – С. 4. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. 1. Оп. 14. Д. 16. Л. 86.

3. Иварбеев. Театр – орудие коммунистического воспитания детей (К приезду в Чувашию Московского театра «Юного Зрителя») / Иварбеев // Красная Чувашия. – 1930. – № 125 (1351). – С. 3. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

4. Ауслендер, С. Создать Чувашский детский театр / С. Ауслендер // Красная Чувашия. – 1930. – № 130 (1356). – С. 4. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

5. Цикунов, Вас. МТЮЗ – на художественном подъеме / Вас. Цикунов // Красная Чувашия. – 1930. – № 131 (1358). – С. 6. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

6. Коллектив МТЮЗ. Голосуем за детский театр Чувашии (товарищеское письмо Чувашнаркомпросу, педагогам Чувашии и юным зрителям МТЮЗа/ Коллектив МТЮЗ // Красная Чувашия. – 1930. – № 132 (1358). – С. 5. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

7. Центральный штаб по проведению I-й Всесоюзной олимпиады искусств. Активно подготовиться к Олимпиаде искусств // Красная Чувашия. – 1932. – № 88 (1918). – С. 2. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

8. Официальный сайт Автономного учреждения Чувашской Республики «Чувашский государственный ордена Дружбы народов театр юного зрителя им. М. Сеспеля» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики // https://xn--e1aasoib4f.xn--p1ai/ – (Дата обращения: 20.03.2023).

9. Краснов Г.П. Молодежный театр. Из истории Чувашского ТЮЗа / Г.П. Краснов. – Чебоксары: Новое время, 2009. – 435 с. (Библиотека АУ «Чувашский государственный ордена Дружбы народов театр юного зрителя им. М. Сеспеля»).

Кочешкова Вероника Геннадьевна

56-10-78

 

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений