28 марта 2024 года

Новости

08.03.2023

Александр Дуняк – легенда русской сцены Чувашии (К 110-летию со дня рождения ветерана Русского драмтеатра Чувашии, заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Чувашской АССР, ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Александра Александровича Дуняка (1913-2008)

Александр Александрович Дуняк родился 8 марта 1913 г. в селе Троицко-Куроедово Бугурусланского уезда Самарской губернии (ныне Самарская область). Мать была простой вологодской девушкой, предки с папиной стороны поляками, переехавшими в Белоруссию и принявшими православие. Мечта о театре появилась у маленького Саши, когда родители привели мальчика в местный клуб на спектакль «Хижина дяди Тома», постановку любительского театра под руководством профессиональных актеров из города. Он начал занятия в школьном драмкружке, дома устраивал вечера художественного чтения, мастерил макеты декораций. После окончания школы блестяще сдал прослушивания и вступительные экзамены в Нижегородский музыкально-театральный техникум. В 1933 г. окончил класс народного артиста РСФСР Н.А. Левкоева. Выпускник техникума Александр Дуняк был сразу приглашен в русскую труппу драмтеатра Чувашии. Руководитель коллектива Иван Слободской ввел начинающего артиста в текущий репертуар и дал роли в своих новых постановках, таких, как Тишка в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина (1934). Русский филиал Чувашского государственного академического театра набирал силы для будущего самостоятельного существования, осваивал отечественную и зарубежную классику и современный репертуар. Талантливый молодой артист высокого роста и привлекательной наружности был востребован режиссерами. Матрос в «Гибели эскадры» А. Корнейчука (1935); Менго в «Лауренсии» Лопе-де-Вега (1935); Митя в «Аристократах» Н. Погодина (1936); Миловзоров в «Без вины виноватые» А. Островского; Лейтенант Бенуа в «Интервенции» Л. Славина (1936); Лудовико в «Отелло» В. Шекспира (1937); Дульчин в «Последней жертве» А. Островского; Сильвио – «Слуга двух господ» по К. Гальдони; Сержант – «Ученик дьявола» Б. Шоу (1936-1937); Левицкий – «Павел Греков» Б. Войтехова и Л. Ленча (1938-1939); Платон – «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского (1938-1940); Чага – «Простые сердца» К. Паустовского (1940); Живновский – «Смерть Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина (1939-1940); Фердинанд, Маркандель – «Мачеха» О. де Бельзака (1941); Горский – «На берегу Невы» К. Тренева (1941) и другие.

Очень скоро молодому артисту стали доверять главные роли в спектаклях: Краузе – «Очная ставка» братьев Тур и Л. Шейнина (1937-1938); Протасов – «Дети солнца» А.М. Горького (1938); Герман – «Таня» А. Арбузова (1938-1939); Молчалин – «Горе от ума» А. Грибоедова; Криспин – «Игра интересов» Х. Бенавенто (1939-1940); Шигабутдинов – «Мятеж» Д. Фурманова и С. Поливанова (1939-1940); Пашковский – «Мелкие козыри» В. Ардова (1941); Майкл Шпигельглэз – «Неравный брак» братьев Тур (1941) и другие.

Александр Дуняк прошел всю Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Был удостоен боевых наград: ордена Отечественной войны II степени, медалей «За оборону Москвы», «За отвагу», «За победу над Германией». При защите подступов к Москве был ранен, после госпиталя снова вернулся в строй.

            Едва демобилизовавшись, он поспешил вернуться в театр. Вот как вспоминает о первой встрече с ним многолетняя партнерша по сцене, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка Чувашской АССР М.Е. Каширская: «Однажды зимой 1946 года, во время репетиции на квартире главного режиссера, раздался стук в дверь, и в комнату вошел бравый старший сержант: высокий, стройный, удивительно располагающий к себе молодой человек. Это был Александр Дуняк».

Театр не останавливал свою работу и в тяжелые военные годы. В репертуар вошли патриотические пьесы, велась большая военно-шефская работа, шли спектакли и концерты в различных воинских частях и госпиталях страны. После Победы и возвращения фронтовиков на родные подмостки театр приступил к возобновлению прежнего репертуара и новым постановкам. Талант и опыт Александра Александровича Дуняка получили новый импульс, актер проявил свои режиссерские способности. Так, под режиссурой А.А. Дуняка был восстановлен довоенный спектакль «На бойком месте» А. Островского (1940-1941), в котором он также исполнял главную роль Миловидова. Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР Г.А. Морев обратился к классической «Женитьбе Фигаро», и вновь, кроме воплощения образа Графа Альмавивы, Александр Александрович выступил и режиссером комедии П. Бомарше. В 1947 г. А.А. Дуняк был удостоен звания «Заслуженный артист Чувашской АССР».

В 1937-1957 гг. русским театром руководил народный артист Чувашской АССР и заслуженный деятель искусств республики Евгений Токмаков, сумевший сплотить воедино творческий коллектив и создать блестящее созвездие талантов. Среди них настоящие корифеи сцены: Иван Пустовойтов, Мария Каширская, Анна Григорова, Лазарь Козоровицкий и, конечно, Александр Дуняк - артисты, названные «гвардией Токмакова». Их творческий расцвет пришелся на 1940−1960-е гг., которые театроведы называют «золотым веком» Русского драмтеатра Чувашии. Среди лучших ролей А.А. Дуняка этого периода: Глумов – «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского (1946);Рыбаков, Дзержинский – «Кремлёвские куранты» Н. Погодина (1947); Карандышев – «Бесприданница» А. Островского (1949); Окаемов  – «Красавец мужчина» А. Островского (1949); Инсаров – «Накануне» И. Тургенева (1951); Директор Степанов – «Директор» С. Алешина (1951); Тузенбах – «Три сестры» А. Чехова (1952), Горбачёв – «Молодой человек» Г. Мдивани и А. Кирова (1952); Дон Сезар – «Дон Сезар де Базан» Ф. Дюмануа, А. Деннери (1954); Никита – «Власть тьмы» Л. Толстого (1956); Майданников – «Поднятая целина» М. Шолохова (1957); Войницкий – «Дядя Ваня» А. Чехова (1958); Горький – «Грозовой год» А. Каплера (1958), Швандя – «Любовь Яровая» К. Тренёва (1959); Кент – «Король Лир» В. Шекспира (1960); Дервиш – «В ночь лунного затмения» М. Карима (1966); Дзержинский – «Именем революции» М. Шатрова (1969); Потугин – «Дым» И. Тургенева (1969) и другие.

Талантом А.А. Дуняка восхищались не только в республике, зрители и критики городов, где гастролировал театр, также всегда оставляли восторженные отзывы. Вот, что писала в июне 1951 г. газета «Приволжская правда» (г. Кинешма): «Директор, роль которого исполняет заслуженный артист Чувашской АССР А.А. Дуняк, работает без суеты, без шума… Он во всем един, цельный, устремленный… Во всем, в молчаливом взгляде, в делах, артист А.А. Дуняк сумел показать, каким должен быть советский человек, на каком бы посту он ни был».

В 1956 г. Александру Дуняку было присвоено почетное звание «Народный артист Чувашской АССР».

Творческий труд А.А. Дуняк совмещал с общественной работой. Он избирался депутатом Верховного Совета Чувашской АССР, Чебоксарского Совета депутатов трудящихся, был членом президиума Чувашского республиканского комитета защиты мира, 15 лет руководил драматическим коллективом Республиканского Дома работников народного образования. В 1973 г. А.А. Дуняк занесен в Почётную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.

В 1970-е гг. по-прежнему в центре внимания Республиканского русского драматического театра Чувашской АССР остается проблема сохранения и пополнения репертуара новыми художественными и идейно значимыми произведениями, поднимающими острые проблемы современности. Александр Дуняк, народный артист Чувашской АССР, заслуженный артист РСФСР (1970) по-прежнему был востребован режиссерами в классическом и современном репертуаре: Белугин – «Женитьбы Белугина» А. Островского и Н. Соловьева (1970); Добротин - «Мария» А. Салынского (1970); Князь - «Униженные и оскорблённые» Ф.М. Достоевского (1970); Башкин – «Здравствуй, Крымов» Р. Назарова (1971); Петр Тимофеевич – «С повинной» Л. Митрофанова (1971); Кандидат наук Леонтьев – «Справедливость – мое ремесло» Л. Жуховицкого (1971); Эраст - «Некоторые огорчения» А. Арбузова (1972); Илсегул – «Месть» И. Юмагулова (1973); Костромитин – «Утро для тебя» В. Моисеева (1973); Тесть – «Старый новый год» М. Рощина (1974); Волошин – «Погода на завтра» М. Шатрова (1974); Хозяин бани и города и дед Наум Евстигнеевич – «Характеры» В.М. Шукшина (1974); Вышневский – «Доходное место» А. Островского (1975); Комиссар Бурденко – «Конармия» Ю. Добронравова, М. Воронцова, В. Шалевича (1975); Отец Алеши – «Муж и жена» М. Рощина (1975); Дорн – «Чайка» А. Чехова (1976); Сорокин – «Берегите птицу белую» А. Колобова (1976); Мокей Удальцов – «Мои надежды» М. Шатрова (1978); Отец де Лео – «Татуированная роза» Т. Уильямса (1978); Каркунов – «Сердце не камень» А. Островского (1979) и другие.

Русский драмтеатр неоднократно обращался к творчеству чувашских драматургов, и Александр Дуняк блестяще исполнял роли Андрея Ефремова – «Что же такое счастье» Н. Терентьева (1961); Азамата – «Тудимер» Я. Ухсая (1968); Григория Николаева – «Волчье логово» В. Ухли (1972); Вайсвальдена – «Актриса» М. Удалова (1975).

За время почти полувекового служения родной сцене Русского драматического театра Чувашии Александр Александрович Дуняк воплотил более 200 разноплановых образов в спектаклях классического и современного репертуара русской и зарубежной литературы. Для зрителей и коллег он всегда был образцом служения искусству. «Когда Александр Александрович был на сцене, мы, актеры, стояли за кулисами и ловили каждое его слово, каждый его жест, стремились не упустить малейшие нюансы в его прекрасном актерском исполнении. Как партнер А.А. Дуняк просто изумителен. Играть с ним в одном спектакле – настоящий праздник. Для нас, молодых актеров, всегда была примером та степень ответственности, с которой А.А. Дуняк относится к себе, к своему актерскому труду, к каждому выходу на сцену. Не менее требователен и дисциплинирован был он и в выполнении общественной работы… Необычайно скромный в общении, всегда доброжелательный к товарищам по сцене, А.А. Дуняк щедро делился с нами, молодыми актерами, своим богатым творческим опытом» - вспоминает коллега по сцене Татьяна Яфанова.

Александр Дуняк – глава творческой и педагогической династии, которой гордится чувашская земля. Его брат, заслуженный артист Чувашской АССР, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Анатолий Дуняк работал скрипачом в оркестре филармонии и Чувашского государственного театра оперы и балета. В разные годы Анатолий Александрович и жена Александра Александровича, пианистка Ольга Ивановна Дуняк преподавали музыку в Чебоксарской музыкальной школе им. С. Максимова и Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова. Стала учителем музыки и племянница Татьяна Анатольевна Дуняк. Сегодня память о великом отце и огромный семейный архив хранит дочь, художник по керамике и стеклу, живописец, заслуженный художник Чувашской АССР Ольга Александровна Дуняк.

 

        

 

 

На снимке:

1. А.А. Дуняк. Портрет. Дата не указана. Золотой век Русского драматического театра: альбом. – Чебоксары, 2022. – С. 27. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

2. А.А. Дуняк (слева) в роли Дзержинского в сцене из спектакля «Кремлевские куранты» Н. Погодина. [1950-е гг.].Золотой век Русского драматического театра: альбом. – Чебоксары, 2022. – С. 41. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

3. А.А. Дуняк (во втором ряду в центре) в сцене из спектакля «Время любить» Б. Ласкина. [1963-1966 гг.].Золотой век Русского драматического театра: альбом. – Чебоксары, 2022. – С. 46. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

4. А.А. Дуняк (в первом ряду четвертый слева) среди ветеранов Русского драмтеатра Чувашии в дни празднования 60-летия театра. 1982 г.Золотой век Русского драматического театра: альбом. – Чебоксары, 2022. – С. 53. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

 

 

 

Источники и литература:

1.БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2916. Оп. 1. Д. 27. Л. 2, 3, 5.

2. Золотой век Русского драматического театра: альбом / автор-составитель М.Г. Кондратьев; худ. концепция Д.В. Капустин; фотосъемка С.В. Лобода, В.И. Осипова, Е.Е. Орехов; корректор Н.Б. Макаренко. – Чебоксары: Студия Игоря Пугачева, 2022. – С. 75. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

 

 

 

Кочешкова Вероника Геннадьевна

56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений