04 декабря 2022 года

Новости

24.09.2022

Его кредо – беззаветное служение театральному искусству (К 105-летию со дня рождения Михаила Алексеевича Алексеева (1917-1995) – заслуженного артиста РСФСР)

Главное богатство Чувашской Республики – это ее люди. Немало соотечественников, благодаря своему таланту и гениальным способностям получили признание и любовь родного края. В плеяду этих выдающихся людей вошел Михаил Алексеевич Алексеев. Он один из основоположников Чувашского государственного театра кукол, внесших неоценимый вклад в развитие чувашского кукольного искусства, воспитание эстетических традиций и любви к культурному наследию родного края подрастающего поколения. Культурное наследие М.А. Алексеева бережно хранится и преумножается до сегодняшнего дня артистами разных поколений театра кукол.

Михаил Алексеевич Алексеев родился 24 сентября 1917 г. в деревне Новое Теньгешево Ядринского уезда Казанской губернии (ныне деревня Новые Тиньгеши Ядринского района Чувашской Республики) в крестьянской семье.

В 1930 г. он окончил Старо Тиньгешевскую начальную школу. Окончив в 1933 г. Шуматовскую неполную среднюю школу Ядринского района, он до 1935 г. работал почтальоном в Старых Тиньгешах. С 1936 по 1939 гг. М. Алексеев учился в Чебоксарском педагогическом рабфаке. После его окончания он поступил в Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева, который не успел окончить в связи с призывом в ряды Красной Армии на защиту Родины.

В 1940 г. Михаил Алексеевич выпустился из школы младших командиров. С 1941 по 1942 гг. он служил командиром отделения и взвода, активно участвовал в боях, в сражениях под Киевом был тяжело ранен. После ранения вернулся на родину и стал работать уполномоченным Чебоксарской городской милиции, в сентябре 1943 г. снова ушел на фронт. Спустя несколько месяцев он был демобилизован в связи с ранением и устроился на работу в Чувашский потребительский союз в должности старшего товароведа торгового отдела.

В Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) за проявленный героизм был награжден орденами «Славы III степени», «Отечественной войны Iстепени» и медалями.

В октябре 1944 г. М.А. Алексеев устроился сценическим работником и актером республиканского передвижного кукольного театра при Чувашской государственной филармонии. Именно здесь он впервые взял в руки куклу и «оживил» ее. Театральные куклы Алексеев видел в молодости, об этом он не раз об упоминал в своих интервью и разговорах: «… Надолго запомнилось, как в центре вращающейся карусели, из специально оставленной щели, высунулась кукла в перчатке, хлопотала и произносила различные частушки…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2907. Оп. 1. Д. 12.  Л. 6).

В ноябре 1944 г. по приглашению управления искусств Чувашской АССР в г. Чебоксары приехал известный режиссер-педагог Сергей Михайлович Мерзляков. После этого в столице появился свой Чувашский государственный театр кукол, куда перешла работать вся труппа артистов.

В первом спектакле «Три подруги» кукольного театра М. Алексеев сыграл сразу в двух ролях: собачки Жучки и волка. Актер также создал удачные образы в постановках «Дорога счастья», «Варежка», «По щучьему велению», «Каштанка».

В 1953 г. его приняли на работу руководителем кукольной бригады при Чувашской государственной филармонии. В 1958 г. Михаил Алексеевич был переведен во вновь созданный Республиканский театр кукол, где проработал 20 лет. Работу в театре кукол продолжал и после ухода на пенсию в 1978 г.

Проработав более 40 лет в театре, М.А. Алексеев стал одним из самых любимых артистов зрителей. В Чувашии не было деревни, куда бы он не приезжал с театральной труппой. Признание и любовь зрителей талантливый актер получил не только в пределах родной республики, но и в Татарской, Башкирской, Марийской, Мордовской АССР, на Украине, в Горьковской, Владимирской, Саратовской, Оренбургской, Пензенской, Куйбышевской, Ульяновской областях.

Из воспоминания Лидии Александровны Шаковой, чувашской актрисы, заслуженной артистки Узбекской ССР: «… Одним из самых самоотверженных артистов тогдашнего кукольного театра был Михаил Алексеев. Именно он руководил одной их двух бригад коллектива. М. Алексеев и репетиции проводил сам, и куклы делал сам. Наш чувашский народ больше любит музыкально-песенные спектакли. Алексеев старался, чтобы песни в спектакле звучали хорошо, трогательно. На репетициях, слегка наклонив голову и приложив руку к уху слушал, как кто-то поет. Он любил говорить правду. Плохое-плохо, хорошее-хорошо…».(БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2907. Оп. 1. Д. 12. Л. 9).

За время работы в театре им было сыграно около 150 ролей в произведениях русской, зарубежной и чувашской драматургии. Его творчество отличалось высокой художественностью образов, глубиной психологической разработки характеров. Созданные им образы Деда Нефеда в пьесе «Три подружки» С. Мерзлякова; Царя, Гаврилы, Рыбы-Кит в спектакле «Конек-Горбунок» по П. Ершову и многие другие со всей полнотой раскрывали характерные черты его артистического дарования.

Его подход к работе мастером кукловождения выделялся глубоким анализом, пониманием детской психологии, поиском нестандартных решений и педагогическим подходом в театральной деятельности: «Свои спектакли мы готовим в основном для детей различных возрастов, с учетом их развития и понимания, учим их различать добро и зло, ценить дружбу и человеческое достоинство, бороться с безобразием. Посмотрите на ребят из зала, собравшихся на представление. Они смотрят, не отрывая глаз, оценивают, одобряют. Где же они могут сидеть спокойно, если они на спектакле? Здесь выражение «Тихо!» неуместно. Умение работать с детьми – это радость. Мы должны быть педагогами-психологами…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2907. Оп. 1. Д. 12. Л. 4).

О творческой зрелости, беззаветном служении театральному искусству М. Алексеева свидетельствует фрагмент текста ходатайства от руководства Чувашского республиканского театра кукол: «В период становления и формирования театра кукол в Республике от актеров потребовалась отдача не только творческих сил, но и больших физических усилий. 8-9 месяцев в году, в жару и в холод, в дождь и в пургу, с куклами и оформлением спектаклей, актеры пешком переходили из деревни в деревню и обслуживали зрителей всех районов Чувашии, а также других местностей, где проживает чувашское население. Мало кто выдерживал такие испытания. Только единицы – истинные энтузиасты, по-настоящему преданные искусству театра кукол остались работать в театре кукол…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р. -2907. Оп. 1. Д. 11. Л. 1).

Имея за плечами колоссальный театрально-сценический опыт, Михаил Алексеевич всю свою творческую жизнь посвятил воспитанию молодого поколения. Воспитал блестящую плеяду актеров, передал имсвой опыт, мастерство, преданность и увлеченность своим искусством.

Особое место в истории развития чувашского кукольного театра занимает вклад Михаила Алексеевича Алексеева в разработку и изготовление перчаточных и проволочных кукол. Помимо традиционных приемов в кукловодческом деле, ему не чужды были пробы и эксперименты в новой системе воспроизведения театральной игры в масках. Во многих спектаклях он сам выходил к зрителям и играл в маске, создавая действительно живые, запоминающиеся образы: С.М. Мерзлякова – «Крылатый конь», Е.В. Сперанского – «Краса ненаглядная», И.В. Штока – «Чертова мельница», А.П. Гайдара – «Р.В.С.», А.Г. Балакаева – «Материнское сердце» и многие другие.

Михаил Алексеевич был дважды награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР и ВЦСПС и многими медалями. В 1970 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1986 г. присвоено звание «Заслуженный наставник молодежи Чувашской АССР».

13 июля 1995 г., после продолжительной болезни, талантливый мастер сцены, участник Великой Отечественной войны 1941-1942 гг., творчески успешный человек Михаил Алексеевич Алексеев скончался.

        

На снимках:

1. Сцена из спектакля «Леший» по пьесе-сказке Н.Т. Терентьева. М.А. Алексеев в роли Сказочника. 1970-ые гг.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2907. Оп. 1. Д. 26. Л. 3.

2. Сцена из спектакля «Женитьба» по пьесе Н.В. Гоголя. Заслуженный артист РСФСР М.А. Алексеев с куклой Жевакин-моряк. 1975 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2907. Оп. 1. Д. 28. Л. 1.

3. Сцена из спектакля «Солнечная вышивка» по пьесе М. Юхмы. Сидят слева направо: В.Н. Плешкова, Р.И. Толбаева-Ильина, М.А. Алексеев, Ю.И. Иванова, Н.В. Бабаева. Стоят слева направо: В.А. Антонов, П.А. Клементьев, Н.Л. Яруткин. 1976 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2907. Оп. 1. Д. 29. Л. 2.

4. Сцена из спектакля «Зайка-зазнайка» по сказке С.В. Михалкова. Слева направо: И.Н. Кузнецов, В.А. Антонов, М.А. Алексеев, [не установлено], Л.Н. Толстова, Л.В. Алексеева-Каплина, [не установлено], А.Н. Ишуков. Декабрь 1979 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2907. Оп. 1. Д. 30. Л. 1.

5. Сцена из спектакля «Когда зацветет черемуха» по пьесе И.С. Максимова-Кошкинского. Слева направо: Роман – П.Е. Зубайкин, Тарье – П.Ю. Ильин, Анастасия Клементьевна – Л.Н. Антонова, Осип-Осипович – М.А. Алексеев, Клоун – П.А. Клементьев, Марье – А.М. Тимофеева, Архип – В.А. Антонов. 1984 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2907. Оп. 1. Д. 33. Л. 3.

 Источники:

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2907. Оп. 1. Д. 4. Л. 1

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2907. Оп. 1. Д. 11. Л. 1-2

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2907. Оп. 1. Д. 12. Л. 1-11 

Артемьева Галина Борисовна

56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений