Новости

11.11.2021

«Бронированное грозное детище» (80 лет назад (1941) бюро Чувашского обкома ВКП(б) одобрило инициативу комсомольцев и молодежи промартели «Большевик» Октябрьского района, обратившихся ко всей молодежи республики с призывом начать сбор средств на строительство бронепоезда)

В этом году исполнилось 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – одной из самых печальных и трагических дат в истории России. Самыми страшными, тяжелыми и кровопролитными для нашей страны стали первые три года, когда СССР сражался с захватчиками один. Как сказал Президент Российской Федерации В.В. Путин на праздновании Дня Победы 9 мая 2021 г.: «Мы всегда будем помнить, что этот величественный подвиг совершил именно советский народ. В самое трудное время войны, в решающих сражениях, определивших исход борьбы с фашизмом, наш народ был один, один на многотрудном, героическом и жертвенном пути к Победе. Бился насмерть на всех рубежах, в жесточайших боях на земле, на море и в небе. Люди всех национальностей, вероисповеданий сражались за каждую пядь родной земли. За подмосковные поля, карельские скалы и перевалы Кавказа, леса Вязьмы и Новгорода, за берега Балтики и Днепра, волжские и донские степи...».

Ведение тяжелой войны требовало колоссальных людских и материальных затрат. Многие были призваны на фронт, другие – работали в тылу. И победа в ней была достигнута объединенными усилиями фронта и тыла, снабжавшего войска всем необходимым. Чувашия тоже внесла свой весомый вклад. В начале войны в республику были эвакуированы оборудование и трудовые коллективы 28 заводов, фабрик и отдельных цехов. Большая часть из них была размещена на производственных площадях родственных предприятий республики. Предприятия переводились на выпуск военной продукции. Так, серийный выпуск самолетов и планеров наладили на Козловском и Шумерлинском деревообрабатывающих комбинатах. Канашский вагоноремонтный и Алатырский паровозоремонтный заводы наряду с ремонтом паровозов и железнодорожных вагонов начали выпускать артиллерийские снаряды, бронепоезда и бронетранспортеры.

Под лозунгом «Помочь Родине личными средствами» по всему Советскому Союзу развернулось широкое патриотическое движение по созданию фонда обороны. Жители Чувашии приняли самое активное участие в его создании. Уже в июле 1941 г. в фонд обороны стали поступать денежные сбережения, облигации государственных займов и ценности. Кроме того, рабочие и служащие проводили дополнительную работу, отчисляли часть зарплаты, устраивали массовые воскресники.

Участие населения Чувашии во всенародной помощи фронту особенно ярко проявилось в массовом движении по сбору средств на строительство боевой техники для Красной Армии.

В дни исторической битвы под Москвой, 6 ноября 1941 г., накануне парада на Красной площади на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями г. Москвы прозвучал доклад И.В. Сталина, посвященный XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Люди слушали радиотрансляцию речи, и их реакцией на обращение стало всеобщее стремление содействовать главной задаче – обеспечить Красную Армию с каждым днём всё большим и большим количеством вооружения и боеприпасов.

Как сообщает газета «Красная Чувашия» от 16 ноября 1941 г.: «В ответ на выступление тов. Сталина комсомольцы и молодежь промартели «Большевик» Октябрьского района (ныне Мариинско-Посадского района) начали сбор средств на строительство бронепоезда имени «Комсомола Чувашии» и обратились ко всем комсомольцам, молодежи и трудящимся Чувашской АССР с призывом внести средства на это важнейшее дело».

«Мы, комсомольцы и молодые рабочие швейных и сапожных цехов промартели «Большевик» Октябрьского района, обсудив доклад председателя Государственного комитета обороны тов. Сталина на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы 6 ноября 1941 г. поняли всю жизненную необходимость и исключительную важность увеличения производства всех видов вооружения и решили начать сбор средств на строительство бронепоезда имени «Комсомола Чувашии». Мы уже собрали 211 руб. …», - гласит текст Обращения комсомольцев и молодежи промартели «Большевик» Октябрьского района», опубликованный в газете «Красная Чувашия» 16 ноября 1941 г.

Одними из первых средства на строительство бронепоезда «Комсомол Чувашии» собрали, по сообщению газеты «Красная Чувашия» от 20 ноября 1941 г. «… Колхозники Бишевского колхоза «Новая жизнь» (Козловка). Они отчислили стоимость одного трудодня на постройку бронепоезда. Стоимость отчисленных трудодней составила 3450 руб. Председатель колхоза Лашманов, кроме стоимости трудодня, внес 25 руб. … Комсомольцы Чебоксарского Водосвета на собрании собрали 329 руб. Сбор средств продолжается … Во Второ-Чебаковской неполной средней школе (Ядрин) – в первый же день было собрано 470 руб. … За один день в Ново-Мамеевской первичной комсомольской организации (Шихазаны) собрано 120 руб., в Старо-Шордановской – 60 руб., при райкоме ВЛКСМ – 100 руб. и т.д. … Коллектив работников Чувашпромстрахкассы внес 103 руб. …».

По сообщению газеты «Красная Чувашия» от 25 ноября 1941 г. «С большим успехом проходил сбор средств на строительство бронепоезда имени «Комсомола Чувашии» среди трудящихся г. Чебоксары … Коллектив работников НКВД Чувашской АССР уже внес 5487 руб. наличными. Работники Госбанка вносят 3700 руб., сотрудники Наркомзема – 2550 руб., бойцы пожарной охраны – 1040 руб. и т.д. Также организованно проходит сбор по коллективам исполкома городского совета депутатов трудящихся, артели «Кожупряжь», Чебторга, Промсоюза, Центрального Совета Осоавиахима и по многим другим организациям. Только по 25 организациям города сумма взносов на строительство бронепоезда составила 37913 руб. …».

В сборе средств на строительство бронепоезда «Комсомол Чувашии» участвовали учащиеся и учителя Чувашии. Так, из газеты «Красная Чувашия» от 29 ноября 1941 г. узнаем, что «на постройку бронепоезда учителями и учащимися Сундырской средней школы было внесено 2500 руб.». Учащиеся средней школы № 2 г. Чебоксары внесли 766 руб. деньгами и больше 1000 руб. облигациями. Учащиеся средней школы № 7 внесли 960 руб. деньгами и 900 руб. облигациями. Учащиеся и преподаватели Чебоксарской средней школы № 1 внесли 1544 руб. деньгами и 11220 руб. облигациями.

«Коллектив студентов Чувашского сельскохозяйственного института», - как сообщает газета «Красная Чувашия» от 04 декабря 1941 г. – «на строительство бронепоезда внес 420 руб. деньгами и на 3210 руб. облигаций государственных займов …».

Работа по сбору средств шла довольно активно. Из справки инструктора военного отдела Чувашского обкома ВКП(б) тов. Чурбанова секретарю Чувашского обкома ВКП(б) тов. Матвееву «Об организации сбора средств на строительство бронепоезда имени «Комсомола Чувашии» от 01 декабря 1941 г. узнаем предварительные итоги сбора средств по районам Чувашии: «Согласно решению бюро обкома ВКП(б) от 11 ноября с. г. отдельные райкомы ВКП(б) и их секретари на сегодняшний день уже проделали некоторую работу. Посылают в селения партийно-советский актив для ведения массово-разъяснительной работы по сбору средств на бронепоезд. В результате чего трудящиеся Чебоксарского района на строительство комсомольского бронепоезда внесли на 28/XI – 46 тыс. руб., Красночетайского – 37 тыс., Красноармейского – 20 тыс., Сундырского – 19 тыс., Октябрьского – 18 тыс., Козловского – 17 тыс. руб. и т.д.».

Всего на 9 декабря 1941 г. по республике в фонд строительства бронепоезда «Комсомол Чувашии» поступило более 800 тыс. руб.

Некоторые жители Чувашии выделяли средства на бронепоезд «Комсомол Чувашии» в индивидуальном порядке. Из отчета о работе комсомольских организаций Чувашской АССР за период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. от 25 февраля 1946 г.: «… Увлеченный порывом молодежи, отец 3-х фронтовиков 73-летний колхозник П. Иванов (из колхоза им. Ворошилова Вурнарского района) внес 1400 руб. и сказал: «У меня три сына сражаются на фронте против немецких захватчиков, я же, вкладывая свои средства в фонд строительства бронепоезда, одного желаю, чтобы наша героическая Красная Армия окончательно разгромила врага».

Всего по Чувашии в фонд строительства бронепоезда было собрано 1306000 руб. Кроме сбора денежных средств для бронепоезда было приобретено множество ценных вещей. Так, для оборудования вагона-клуба бронепоезда, комсомольцы НКВД г. Чебоксары собрали 1700 руб., купили ковер за 940 руб., самые лучшие патефонные пластинки. Комсомольцы Госбанка подарили патефон. Комсомольцы Чувашпотребсоюза вместе с кооперативной школой подарили баян и др. вещи.

Строительством бронепоезда имени Комсомола Чувашии занимались рабочие Канашского вагоноремонтного завода. Из речи работника Канашского вагоноремонтного завода, опубликованной в газете «Красная Чувашия» от 1 апреля 1942 г.: «… Заказ на строительство бронепоезда вызвал огромное воодушевление среди рабочих завода … Все наши мысли напустились к тому, чтобы выполнить это задание точно в срок. Мы нередко работали по 3-4 смены подряд, не выходя из цеха, и выполнили заказ Родины …».

В середине февраля 1942 г. бронепоезд «Комсомол Чувашии» был передан командованию 53-го отдельного дивизиона бронепоездов. Решением бюро обкома ВЛКСМ Чувашии в экипаж бронепоезда были зачислены лучшие 25 комсомольцев.

27 марта жители Канаша проводили на фронт «Комсомол Чувашии».

Боевое крещение экипаж бронепоезда получил под Москвой, где при отражении налетов немецких самолетов бронепоезд сбил один из них. В начале мая 1942 г. дивизион выехал в распоряжение Южного фронта.

Когда немцы прорвались на Кавказскую горную гряду бронепоезд помогал эвакуировать мирное население в безопасные районы. В боях на южных рубежах страны артиллеристам бронепоезда удалось уничтожить несколько десятков немецких танков.

При движении от Тихорецкой к Сальску бронепоезд попал в критическую ситуацию. Немцы перерезали путь. Впереди – разрушенный мост и превосходящие силы противников. Последний приказ Ставки Северо-Кавказского фронта от 5 августа 1943 года был таков: «Боеприпасы израсходовать. Всё носимое вооружение взять с собой, затворы пушек утопить в водоёмах, а бронепоезд взорвать». Двигаться вперёд – смерть, а бронепоезд достанется врагу. Этого нельзя было допустить. Последней операцией «Комсомола Чувашии» стало самоуничтожение. И этот приказ был выполнен. Боевой путь бронепоезда «Комсомол Чувашии» бал завершен. Для его экипажа война продолжилась.

В память о тех событиях, 8 мая 2009 г. в Белоглинском районе Краснодарского края была открыта памятная мемориальная доска бронепоезду «Комсомол Чувашии», погибшему в неравном бою с фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. возле железнодорожной станции Белоглинская.

25 апреля 2014 г. в Калининском районе г. Чебоксар в честь 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. состоялось торжественное открытие памятной композиции исторических макетов «Бронепоезд «Комсомол Чувашии».

«Железные бойцы» (бронепоезда) сыграли важную, героическую роль в рельсовой войне в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Они спасали и воинские эшелоны, и поезда, перебрасывавшие оружие. Трудно переоценить значение бронепоездов и для противовоздушной обороны. Они защищали магистрали от налётов. В том, что работа советских железных дорог не была парализована силами противника, немалая заслуга броневых составов. И инженеров, которые их создавали, учитывая условия войны. Несмотря на то, что бронепоезд мог действовать только там, где есть железнодорожный путь, он был «грозной крепостью на колёсах».

Бронепоезд «Комсомол Чувашии» строился всем миром. Это был подарок республики фронту. Люди, отказывавшие себе во многом, давали по рублю, по десятке – чтобы укрепить Красную Армию, в которой сражались их сыновья. И ждали только Победы, верили, что по-другому не может быть.

    

На снимках:

1. Члены экипажа бронепоезда «Комсомол Чувашии» Николаев Н.М. и Орлов Н.М. перед отправкой на фронт. Дата не указана.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1045. Оп.1. Д.942. Л.21.

2. Члены экипажа бронепоезда «Комсомол Чувашии», построенного на средства, собранные комсомольцами и молодежью республики: Клементьев А.К., Николаев Н.М., Еникеев (инициалы не указаны). 06 мая 1975 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1045. Оп.1. Д.398. Л.13.

3. Члены экипажа бронепоезда «Комсомол Чувашии» и строившие бронепоезд рабочие Канашского ВРЗ. 06 мая 1975 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1045. Оп.1. Д.426. Л.1.

 

Источники и литература:

1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.23. Д.78. Л.25, 38.

2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп. 23. Д.356. Л.78-78об.

3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-6. Оп.6. Д.12. Л. 1, 143-145.

4. «Ко всем комсомольцам, молодежи и трудящимся Чувашской АССР». Обращение комсомольцев и молодежи промартели «Большевик» Октябрьского района» // Красная Чувашия. – 1941. – 16 ноября. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

5. «Построим бронепоезд им. Комсомола Чувашии» // Красная Чувашия. – 1941. – 16 ноября. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

6. «Построим бронепоезд имени комсомола Чувашии» // Красная Чувашия. – 1941. – 20 ноября. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

7. «Построим бронепоезд имени комсомола Чувашии» // Красная Чувашия. – 1941. – 25 ноября. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

8. «Построим бронепоезд имени комсомола Чувашии» // Красная Чувашия. – 1941. – 29 ноября.

(Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

9. «Построим бронепоезд имени комсомола Чувашии» // Красная Чувашия. – 1941. – 4 декабря.

(Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

10. «Построим бронепоезд имени комсомола Чувашии» // Красная Чувашия. – 1941. – 12 декабря.

11. «Встреча бронепоезда «Комсомол Чувашии». Митинг на станции Чебоксары» // Красная Чувашия. – 1942. – 01 апреля. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

 

Капитонова Ирина Юрьевна

56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений