28 марта 2024 года

Новости

03.11.2021

«Взрыв из прошлого» (80 лет назад (1941) на Чебоксары были сброшены немецкие агитационные листовки и бомбы)

4 ноября в России ежегодно отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2005 г. в память о событиях 1612 г., когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Название празднику было дано в связи с тем, что 4 ноября 1612 г. воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Для жителей Чебоксар эта же праздничная дата имеет и свою трагическую историю, которая случилась не в 1612 г., а в 1941 г. В то время в Россию также пришли враги и началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

В годы войны чувашский народ вместе со всеми народами встал на защиту родины и внес свой посильный вклад в победу. На территории самой Чувашии фронтовые сражения не велись, но здесь шла битва в тылу. Колхозники и рабочие вносили вклад в обеспечение армии продовольствием, обмундированием, отдавали деньги на строительство военной техники. Благодаря силе воли и мужеству гражданского населения в самые сжатые сроки и с минимальными потерями была осуществлена перестройка промышленности на военный лад, были возведены Сурский и Казанский оборонительные рубежи.

За июль-ноябрь 1941 г. в Чувашию была вывезена материальная часть 28 предприятий союзного значения. Часть оборудования была установлена на родственных производствах, и возникло 11 новых предприятий: Чебоксарский электроаппаратный завод, 5 текстильных, 2 табачные, чулочная, лентоткацкая и обувная фабрики. Значительно расширилась производственная база Канашского вагоноремонтного завода и др. предприятий. Не меньший вклад внесли в дело победы над врагом медицинские работники. За август-ноябрь 1941 г. в Чувашии было развернуто 14 эвакогоспиталей, в том числе 4 – в Чебоксарах.

Эти факты, как правило, известны и зафиксированы в архивных документах, являясь свидетельством героизма советского народа.

И тем не менее предположить, что Чебоксары вызовут у противника военный интерес, что война придет на территорию Чувашии никто не мог. А она и не пришла - «прилетела».

Для жителей чувашской столицы (г. Чебоксары) вечер 04 ноября 1941 г. вероятно стал самым запоминающимся за всю войну. Город на правом берегу Волги осенью 1941 г. находился в глубоком тылу. От линии фронта его отделяли примерно 650 км.

Вечером 4 ноября 1941 г. на Чебоксары был совершен воздушный налет. Немецкий бомбардировщик (предположительно Ju88 или Hе-111H) сбросил на город и его окрестности сначала предупреждающие листовки, а затем 22 бомбы весом около 100 кг. каждая.

В результате бомбардировки были разрушены несколько зданий, в том числе и здание Народного суда. Ущерб составил более 160 тыс. руб. От взрывов пострадали расположенный неподалеку дом № 45 на ул. Плеханова, дом № 6 на ул. Ворошилова, дома № 33 и 35 на ул. Ленина, были частично разрушены дома № 25 и 38 на ул. Ленина. Две бомбы также упали на ул. Заводской, одна взорвалась в огороде дома № 18, другая – на мостовой. Еще одна упала в речку Чебоксарку. В результате налета погибли два человека, в т.ч. трехлетняя девочка Галина Керзина, еще 18 чебоксарцев получили ранения. Кроме того, на шоссейной дороге Ишлеи – Чебоксары были обнаружены немецкие листовки с призывом переходить на сторону Вермахта.

Непосредственно после бомбардировки разговоры о ней не приветствовались, газеты и радио информацию не передавали – нужно было избежать паники среди населения.

Чтобы получить более детальную картину произошедшего можно обратиться к воспоминаниям очевидцев тех событий.

Василий Ефимович Сорокин - директор Ишакского детского дома, главный редактор Чебоксарской студии телевидения, член Союза журналистов СССР, ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., работавший в то время учителем и завучем Ишлейской средней школы делился своими воспоминаниями о том дне: «04 ноября 1941 г. фашистский стервятник под покровом ночи прилетел и в наши края и сбросил над Чебоксарами два десятка бомб. Были жертвы и разрушения. Фашисты разбросали и листовки. Эти листовки долетели и до Ишлей. На другой день мы собрали с школьниками две кипы листовок и сдали их в райком партии. В них говорилось, что победоносная германская армия успешно наступает, что скоро будет взята Москва, что Ворошилов и Буденный исчезли бесследно. Конечно, это была чушь. На оборотной стороне был напечатан пропуск для перехода на сторону фашистов …».

В результате налета 4 ноября 1941 г. могла погибнуть и Валентина Семеновна Чаплина - прозаик, поэтесса, член Союза писателей СССР и Чувашской АССР. Воспоминания о том дне оставили в ее душе неизгладимый след: «… Случилось это событие в начале ноября. Числа точно не помню. Примерно часов в 6 вечера или начале 7-го. Я училась тогда на вечерних курсах стенографии и машинописи. Иду на занятия, уже темно, в окнах домов свет, на улицах горят фонари. Иду и слышу: летит немецкий самолет. Один. Высоко. /За время эвакуации, которая длилась 25 суток от Брянска, где я жила до войны, до Чебоксар, мы под постоянными бомбежками научились безошибочно отличать наши самолеты от немецких/. Вернулась домой, говорю маме, что немец летит. Она не верит. Это же глубокий тыл, даже светомаскировки нет. Вышли во двор. Да, и правда, немец. /У наших самолетов звук мотора ровный, спокойный, а у немецких – какой-то рыдающий/. Подумали: может, наши летят на трофейном самолете? Ушли в дом читать письма папы с фронта. Стою недалеко от окна, читаю вслух письмо. И вдруг – такой страшно знакомый свистящий звук падающей бомбы. Схватила мамину руку, бегом во двор. Сработал инстинкт, что во время бомбежки нельзя быть под крышей: накроет. Взрывы один за другим. И звук улетающего самолета. Улетал он куда-то по направлению улицы Ленина. Потом ее переименовали в Московскую, а теперь Нижегородская. Вверх по горе. Жили мы тогда на Заводской улице, дом 18. Через дорогу и один дом находился нарсуд, дальше река Чебоксарка, мостик на ул. Плеханова… Самолет улетел. На улице раздались голоса, крики, плач. Я открыла калитку и … замерла в удивлении. Передо мной гора круглых деревянных чурбаков. /Помните, мостовая в этом месте города была выстлана чурбаками/. Гора высокая. Лезу по чурбакам вверх. И в вечерней темноте вижу перед собой глубокую воронку. Ничего не могу понять. За время эвакуации мы насмотрелись всяких воронок. И что означает такая, я знаю хорошо. Даже мелькнула мысль: а может, бомба не взорвалась? … Но эта мысль быстро отстала: воронка-то налицо, значит взорвалась. Но почему мы живы? Почему наш дом цел? Воронка буквально метрах в трех от моего окна. Ни я, ни мама ничего не можем понять, что произошло. Быстро откуда-то появились военные и людей, высыпавших на улицу, загнали по дворам. Стоим мы с мамой во дворе и слушаем, что говорят военные около нашего дома … Вот и разъяснилось, почему мы живы. В мертвой точке оказались. А взрывная волна, прошедшая выше дома, только снесла у нас часть трубы и выбила заслонку из русской печки… В городе сразу выключили свет. И вообще после бомбежки в Чебоксарах объявили светомаскировку… Всего самолет сбросил 5 бомб вокруг нас. Кроме бомбы у моего окна немец еще угодил в нарсуд, в речку Чебоксарку, в наш огород и в огород соседа…».

После воздушного налета с 5 ноября 1941 г. постановлением СНК Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) № 105/425-03 в Чувашии был введен полный режим светомаскировки (полное затемнение жилых и производственных зданий, выключение наружного освещения, введение в действие маскировочного режима транспорта и др.) в городах Чебоксары, Канаш, Цивильск, Алатырь, Шумерля, Козловка, селении Тюрлема и в окружающих эти города селениях радиусом 15 км и радиусом 50 км от волжского моста во всех селениях Козловского района. Железнодорожный мост через Волгу в районе Свияжска имел огромное стратегическое значение и представлял особый интерес для немецких разведывательных самолетов. Руководители предприятий, учреждений, уличные комитеты и домоуправления в обязательном порядке должны были организовать и привести в боевую готовность группы самозащиты, а также в короткие сроки подготовить крытые щели. Строжайший контроль за соблюдением правил светомаскировки осуществлял Наркомат внутренних дел Чувашской АССР.

8 ноября 1941 г. Чебоксарский горисполком вынес распоряжение «О всеобщем и обязательном рытье населением защитных щелей». Срок исполнения – семь дней. И уже к 15 ноября 1941 г. город подготовился к налетам основательно, но их больше не было.

Правила светомаскировки реализовывались и в школах. Директорам Чебоксарских учебных заведений предписывалось систематически проводить занятия с группами самозащиты, добиться слаженности, четкости в работе в условиях воздушной тревоги, обеспечить полную светомаскировку зданий школ и принять меры к оснащению школ противопожарным инвентарем. Не позднее 15 ноября должны были быть разработаны планы обороны школ, в которых предусматривались план размещения и вывода детей, расстановки по постам групп самозащиты преподавателей, размещение противопожарного инвентаря. Оборудование защитных щелей должно было быть полностью завершено к 25 ноября 1941 г.

«Красная Чувашия» № 263(6458) от 6 ноября 1941 г. сообщает: «Со вчерашнего дня в гор. Чебоксары введено точное соблюдение правил ПВО. Каждый гражданин города обязан безоговорочно выполнять все требования противовоздушной обороны, тщательно замаскировать свой дом, квартиру и т.д. Лица, нарушающие установленный порядок, должны быть привлечены к строгой ответственности».

В «Красной Чувашии» № 267(6462) от 11 ноября 1941 г. указывается, что «Граждане, не выполняющие это распоряжение, будут привлекаться к ответственности по законам военного времени и в административном порядке – денежному штрафу до 500 рублей. Контроль за выполнением данного решения возложен на органы милиции и штаб МПВО».

Реализация режима светомаскировки шла активно. Трудности вызывал лишь вопрос сооружения защитных щелей. Согласно военным правилам, опубликованным в газете «Красная Чувашия» № 285(6480) от 2 декабря 1941 г. «Для укрытия во время бомбардировок используются подвальные помещения: если подвалов нет, отрывают обычные щели (в 50-60 метрах от обороняемых зданий) …». Необходимо отметить, что в это время все трудоспособное население было мобилизовано на работу по строительству оборонительных сооружений и на оборонительные предприятия, кроме того, в ноябре резко ударили морозы, зима была лютой и грунт промерзал очень глубоко. И тем не менее к 22 ноября 1941 г. в городе было вырыто 150 щелей (размеры их в документах не указаны).

Режим полной светомаскировки продолжался до 1943 г. Контроль над его выполнением и практическое руководство осуществлял Штаб противовоздушной обороны республики во главе с председателем Совнаркома.

В результате принятых мер город Чебоксары и Чувашия были готовы к возможным воздушным налетам, в т.ч. были организованы ПВО Чебоксар и посты 101-го батальона ВНОС – батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи. Но тогда, 4 ноября 1941 г. город, расположенный в глубоком тылу, еще не был защищен.

Одной из жертв Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и первой жертвой единственного воздушного налета на город Чебоксары стала маленькая девочка Галина Керзина, бежавшая сюда от войны из Москвы. Но война настигла ее и здесь.

В память о Галине Керзиной и о тех нелегких для нашей страны боевых годах в Чебоксарах на набережной залива поисковым отрядом «Веда» 11 августа 2017 г. был установлен памятник. Монумент представляет собой гранитный валун с мемориальной плитой, на которой изображена Галина Керзина незадолго до гибели с поясняющими надписями на русском и чувашском языках. Памятник был установлен в рамках реализации социального проекта «Своя дивизия. Помнить всех поименно!» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Стоит отметить, что 20 мая 2021 г. Указом Президента России Владимира Путина «За значительный вклад жителей в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность» Чебоксарам было присвоено почетное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести».

Время не в силах затмить величие бессмертного подвига советского народа и трагических событий тех лет. Память о тех событиях нужно сохранять и рассказывать о них нашим детям, «Чтобы помнили».

 

Источники и литература:

1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2998. Оп.1. Д.15. Л.28об.

2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2929. Оп.1. Д.88. Л.21-22.

3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп.23. Д.215. Л.90, 93, 103.

4. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.23. Д.634. Л.129, 131.

5. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.1оп. Д.2. Л.150-150об.

6. «Организованность, революционный порядок всюду и во всем!» // «Красная Чувашия». – 1941. – 06 ноября. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

7. «В исполкоме Чебоксарского горсовета депутатов трудящихся» // Красная Чувашия. – 1941. -11 ноября. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

8. Гареев З. полковник «В помощь изучающим военное дело. Оборона населенного пункта» // «Красная Чувашия». - 1941. – 2 декабря. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

9. «За строгое соблюдение светомаскировки» // Красная Чувашия. – 1941. – 16 декабря. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

 

Капитонова Ирина Юрьевна

56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений