21 сентября 2021 года

Новости

11.03.2021

Чтобы музыка звучала (к 65-летию проведения I съезда композиторов Чувашской АССР)

10-14 марта 1956 г. состоялся I съезд композиторов Чувашской АССР. Съезд наметил меры по повышению профессионального мастерства композиторов на основе творческого наследия основоположников чувашской советской музыки - Ф.П. Павлова, В.П. Воробьева, С.М. Максимова, использовавших в своих произведениях богатство национального фольклора и успехи музыкальной культуры других народов СССР.

В отчетном докладе правления Союза композиторов Чувашской АССР был дан подробный анализ состояния музыкального искусства Чувашии. Было отмечено, что многие сочинения последних лет страдают бедностью гармонии, инструментовки и полифонии – это и являлось самым главным недостатком в творчестве чувашских композиторов – их недостаточное профессиональное мастерство. Помимо этого, наблюдалось снижение исполнительского уровня художественных коллективов. Учитывая, что за послевоенные годы экономика и культурный уровень трудящихся выросли, а вместе с этим возросли и их культурные запросы, то в работе съезда было озвучено предложение организовать в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова теоретико-композиторское отделение для повышения образовательного уровня будущих музыкантов.

Отрадным явлением в жизни композиторской организации участники съезда назвали появление произведений в таких жанрах, как опера, симфония, симфоническая поэма, оратория, квартет и сюита. Наличие камерной музыки послужило важным показателем общего духовного роста чувашского народа и, в особенности, его музыкальной культуры. Значительными моментами в чувашской музыке того периода были названы: рост молодых композиторских кадров, появление произведений крупных форм и поворот к темам современности.

По итогу работы I-ого съезда композиторов Чувашии приоритетной задачей, стоящей перед композиторами Чувашии, являлось овладение профессиональным мастерством и повышение идейно-политического уровня. Для этого композиторов рекомендовалось направлять на консультации в гг. Москву и Казань. Отдельного внимания заслуживал вопрос собирания и изучения народного музыкального творчества. Требовала улучшений работа по оказанию творческой помощи молодым композиторам. Им предлагалось чаще выезжать на предприятия, в колхозы и МТС, ближе знакомиться с передовыми людьми, организацией производства, устраивать встречи и беседы. В соответствии с рекомендациями съезда требовалось оказывать повседневную творческую помощь коллективам и отдельным участникам художественной самодеятельности. Поощрялась практика организации творческих встреч с композиторами соседних республик и областей.

Таким образом, проведение I-ого съезда композиторов Чувашии имело, несомненно, большое значение для чувашской культуры. Это важное событие в творческой среде республики показало, как музыка Чувашии проходит этапы своего становления. На пути роста встречались и трудности, и успехи. Именно это сочетание двух диаметрально разных показателей позволило говорить о планомерном развитии чувашского музыкального искусства.

 

На снимке: А.В. Асламас - композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР и Чувашской АССР (слева) с В.П. Воробьевым - хоровым дирижером, композитором, педагогом, фольклористом у дома Ворбьевых на улице Володарского г. Чебоксары. 1952 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2909. Оп.1. Д.101. Л.1.

 

Источники:

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-2707/2223. Оп.1. Д.33.

 

Васильева Людмила Игоревна

56-10-78

Поделиться в социальных сетях:
Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений