20 апреля 2024 года

Новости

13.03.2020

К 140-летию со дня рождения основоположника профессионального изобразительного искусства Чувашии А.А. Кокеля

Настоящая фамилия этого выдающегося чувашского художника и педагога – Афанасьев – по имени отца, но нам он больше известен, как Кокель, такое прозвище, происходящее от чувашского слова «кукăль» – пирог, его семья получила от односельчан. Казалось бы незамысловатое прозвище, а между тем человек носящий его – Алексей Афанасьевич –   один из первых чувашских художников, получивших академическое образование, один из зачинателей чувашского профессионального искусства еще в дореволюционный период. Тернистый путь к высоким званиям и творческим успехам был проложен сквозь время пролетарских революций и сложные жизненные ситуации, с которыми Кокель столкнулся уже в детстве.

Алексей Афанасьевич родился 13 марта (01 марта) 1880 г. в с. Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревский район Чувашской Республики) в бедной чувашской крестьянской семье.

С 7 лет он начал посещать местную сельскую школу, но в 11 лет заболел костным туберкулезом. Окончив сельскую школу А.А. Кокель отправился в г. Симбирск для поступления в Чувашскую учительскую семинарию, но в связи с болезнью в поступлении в семинарию было отказано. Ему пришлось вернуться домой. Проблемы со здоровьем препятствовали физической работе, зато появилось достаточно времени для занятия любимым делом – рисованием. Об увлечении рисованием Алексей Афанасьевич вспоминал: «... как только в школе я получил в руки карандаш, грифель и грифельную доску, я приступил к рисованию домашних птиц и животных – в профиль, фас мне давался. Развитие в этой области шло успешно. Все немногочисленные иллюстрации небольшой школьной библиотеки самого разнообразного содержания я дома по ночам копировал с огромным прилежанием и любовью».

Со временем талант будущего художника проявлялся отчетливей, а работы становились искусней. Вскоре о нем узнали односельчане, затем крестьяне из дальних деревень и сел. Так, увлечение Алексея Афанасьевича стало его источником дохода. В основном он писал иконы, которые освящались наряду с образами, выполненными в настоящих иконописных мастерских. На вырученные деньги отец покупал ему на ярмарках книги сытинского издания, такие, как «Кузнец Вакула», «Тарас Бульба».

Летом 1899 г. в Поволжье была сильная засуха, из-за голода и эпидемии погибло много людей. Болезнь А.А. Кокеля обострилась.  Для дальнейшего лечения ему рекомендовали ехать в Петербург. Здесь, в городе на Неве, Алексей Афанасьевич был представлен В.Е. Маковскому – ректору Академии художеств и определен в рисовальную школу при Академии.

Спустя месяц учебный процесс был приостановлен необходимой госпитализацией в городскую Петропавловскую больницу. Затем его направили на поправку в Тульскую губернию в имение Е.А. Писаревой.

Восстановив здоровье, осенью 1900 г. А.А. Кокель вернулся в Петербург. Здесь он влился в гущу петербургского революционного студенчества, которое имело огромное влияние на его развитие, воспитание и образование.

В 1907 г. Алексей Афанасьевич записался в индивидуальную мастерскую И.Е. Репина, которую позже возглавил Д.Н. Кардовский. В 1912 г. Алексей Афанасьевич окончил Петербургскую Академию художеств написав дипломную (конкурсную) картину «В чайной».

Появление данной картины на отчетной выставке академии вызвало восторженные отзывы в петербургских газетах и журналах. Так, И.Е. Репин в газете «Вечернее время» писал: «… дрябло все как-то и вяло и на самом конкурсе и в работах учеников мастерских, вспоминается только разве с большой силой полотно того художника, который написал картину «В чайной», в ней есть оригинальность и типичность». В последствии картина выставлялась на международных выставках в Венеции и Мюнхене, где также имела большой успех.

Для совершенствования в мастерстве в 1913 г. А.А. Кокель вместе с художником С.Н. Зенковым был направлен в страны Европы. В ходе заграничной поездки художники посещали выставки и музеи в городах стран Западной Европы, где знакомились с собраниями всемирно известных музеев – Дрезденской картинной галереи, Лувра.  В период командировки Алексей Афанасьевич создал большую картину «Итальянцы», получившую похвальные отзывы на весенней академической выставке 1914 г. в Петербурге.

В 1914 г. в Москве художник по частному заказу написал ряд портретов. Во время пребывания в Твери, в 1915 г., А.А. Кокелем были написаны картины «В кухне», «Семейный портрет» и «Берег Волги» и в том же году выставлены на Передвижной выставке в Петербурге.

В январе 1916 г. А.А. Кокель прибыл в г. Харьков на педагогическую работу. С этого времени его дальнейшая жизнь была связана с Украиной. В годы Гражданской войны 1917-1921 гг. Алексей Афанасьевич был назначен главным военным художником на Украине. С 1921 г. по 1923 г. являлся одним из активных членов по организации художественного техникума, по совместительству с педагогической деятельностью руководил и административной работой. А.А. Кокель организовал Ассоциацию художников Червонной Украины и стал ее первым председателем. Наряду с педагогической деятельностью, которой он отдал более 40 лет, также участвовал со своими работами во многих выставках.

Посвятив большой период жизни преподавательской деятельности на Украине, Алексей  Афанасьевич  никогда  не забывал о Чувашии. Он  приезжал  на Родину  в 1905 г. в качестве  связного и курьера по доставке  революционной  литературы, в 1919 г. – на лечение, а также в 1934-1935 гг. для работы над картиной «Ликбез».

У Алексея Афанасьевича была яркая, но сложная жизнь. Кокеля окружали талантливые коллеги, верные товарищи. Он воспитал сотни учеников, многие из которых впоследствии составили плеяду именитых художников. Но проблемы со здоровьем были постоянными спутниками Алексея Афанасьевича. Тяжело было и на душе у художника – арест братьев Ивана и Григория, которые впоследствии были расстреляны, смерть единственного сына Романа, ушедшего добровольцем в Красную Армию в 1943 г. По этим причинам после 1935 г. А.А. Кокель ни разу не смог побывать в Чувашии и осуществить свою мечту – жить и творить на родине.

Выдающийся живописец, виртуозный рисовальщик, педагог-теоретик, создавший свою педагогическую систему, умер 04 февраля 1956 г. в Харькове.

Завораживающее своей реалистичностью творчество Алексея Афанасьевича Кокеля принадлежит одновременно чувашской, русской и украинской культуре. Сегодня его картины находятся в постоянной экспозиции Чувашского государственного художественного музея, имеются в других музейных собраниях России, Украины и в частных коллекциях.

  

На снимках:  1. А.А. Кокель. 1913 г.

                          БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2978. Оп.1. Д.4. Л.1.

                          2. А.А. Кокель. 1955 г.

                          БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2978. Оп.1. Д.4. Л.4.

 

 Источник:                                                                                                                                                                                                                                                               БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2978. Оп.1. Д.1. Л.1-14. 

 

 Васильева Людмила Игоревна                                                                                                                                                                                                                            56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений