27 апреля 2024 года

Новости

14.11.2013

Авиатор № 1

(к 115-летию со дня рождения Ивана Федоровича Скворцова (1898-15.12.1992), уроженца д. Выселки Аккозино Чебоксарского уезда (ныне в черте с. Октябрьское Мариинско-Посадского района Чувашской Республики), советского летчика, пилота полярной авиации, первого видного авиатора из чувашей)

Жизнь и деятельность первопроходцев в какой-либо сфере деятельности всегда вызывают особый интерес. Их история жизни является прологом в становлении и развитии определенной сферы жизнедеятельности. 
      Для чувашского народа таким «прологом» в авиации является уроженец Марпосадского района Иван Федорович Скворцов.
      Иван и его сестра-близнец Анна родились 14 ноября (01 ноября – по старому стилю) 1898 года в д. Выселки Аккозино Воскресенской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне на территории села Октябрьское Мариинско-Посадского района Чувашской Республики) в семье полицейского урядника Федора Ильича Скворцова.
      Через три года, в 1901 году, Скворцовы переехали в слободу Вороново Акулевской волости, где они купили дом. Здесь прошли детские годы будущего летчика. 
      В 1915 году, после окончания четырехклассного училища, Иван поступил в Мариинско-Посадскую лесную школу. Вступительные экзамены сдал на «отлично» и ему была назначена казенная стипендия. Однако, не успев закончить лесную школу, Иван, обучавшийся на помощника лесничего, был призван на действительную военную службу в царскую армию.  
      По воле судьбы, именно в 1917 году Чебоксарскому уезду впервые по разнарядке выделили одно место в тогда еще совсем молодой и малочисленный род войск – авиацию. Выбор воинского начальства пал на молодого, крепкого и грамотного парня – Ивана Федоровича Скворцова.
       Иван Скворцов служил при первом запасном авиабатальоне при Гатчинской школе военных летчиков под Петроградом, там его и застала Февральская революция.
      В мае 1917 года его отправили на учебу в Киевскую Центральную школу военных авиаторов. 16 октября того же года Скворцов с отличием окончил авиашколу и был произведен в чин старшего унтер-офицера с квалификацией «летчик-наблюдатель» (штурман). Для дальнейшего прохождения службы Иван Федорович был направлен в должности летчика-наблюдателя в действующую армию на Западный фронт, в пятидесятый разведывательный отряд. Летал на самолетах «Фарман» и «Ньиор». Здесь он и встретил Октябрьскую революцию.
      В ноябре 1917 года Скворцов добровольно вступает в Красную гвардию, а в марте следующего года он уже находится на службе во вновь формируемом Воздушном флоте Красной Армии.
      В августе 1918 года Иван Федорович получает отпуск по болезни и выезжает на лечение на родину. После выздоровления он завершает учебу в лесной школе, активно участвуют в общественной жизни родного Мариинско-Посадского района, руководит работой по выборам в волостные Советы рабочих и крестьянских депутатов.
      В сентябре 1920 года Иван Скворцов возвращается на военную службу. В должности заместителя военного комиссара 38-го разведывательного авиаотряда участвует в разгроме войск барона П. Врангеля и банд Н. Махно на Южном фронте. В одном из боев получает ранение, но остается в строю.
      После гражданской войны Скворцов  в период 1921-1923 гг. был военным комиссаром Красного Воздушного Флота Украины и Крыма, затем – Второй авиаэскадрильи.
      В ноябре 1923 года его направляют на учебу в Москву в 1-ю Высшую школу военных летчиков, где он обучался вместе с известным впоследствии советским летчиком В. Чкаловым. В январе 1924 года Иван Федорович стоял в почетном карауле в Колонном зале Дома союзов у гроба с телом Ленина.
      После окончания Высшей школы Скворцов служил в авиаподразделениях, составлявших ядро ВВС того времени, - в авиаотряде «Ультиматум», затем командовал авиаотрядами в эскадрилье «Красная Москва» и школе спецслужб ВВС РККА.
      В мае 1928 года Скворцов окончил курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС при Военно-воздушной академии им. Н. Жуковского и был командирован в общество «Добролет» в порядке укрепления его кадрами.
      В 1928-1929 гг. Иван Скворцов находился в Средней Азии. Здесь он принимал участие  в борьбе с бандами басмачей Джунаид-хана, за что он был награжден именным оружием.
      Иван Федорович Скворцов занимался формированием и открытием школ пилотов и авиатехников для ГПФ, преподавал в них. Руководил работами по строительству и оборудованию аэродромов и посадочных площадок, авиалинии Москва-Ташкент, был представителем Главной инспекции ГВФ (Гражданский воздушный флот) по Украине, Северному Кавказу и Закавказью.
      С 1934 по 1939 год Иван Федорович работал в системе полярной авиации Главного управления Северного морского пути. За большой вклад в дело освоения Арктики, активное участие в подготовке экспедиции 1937 года на Северный полюс Указом ВЦИК СССР был награжден орденом трудового Красного Знамени.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и после разгрома фашистской Германии Иван Федорович Скворцов занимал ответственные посты в Министерстве авиационной промышленности СССР. Он руководил эвакуацией в тыл военных авиазаводов, обустраивал их на новых местах, возглавлял подразделения летно-испытательных служб министерства.
       С августа 1959 года персональный пенсионер союзного значения И.Ф. Скворцов находился на заслуженном отдыхе.
       Иван Федорович Скворцов был награжден многими орденами и медалями СССР, удостоен Почетной грамоты Президиума Верховного Совета Чувашской Республики, на родине занесен на Доску знатных людей района. Решением Чебоксарской городской администрации имя Ивана Федоровича Скворцова присвоено площади, прилегающей к аэропорту г. Чебоксары.
       Первый чувашский авиатор умер на 94-м году жизни 12 июля 1992 года.

На фотографиях: 1. Унтер-офицер И. Скворцов. 2. И.Ф. Скворцов – первый летчик из Чувашии. Персональный пенсионер союзного значения.


Е.Н. Данилова
56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений