04 декабря 2024 года

Новости

20.09.2012

К 120-летию со дня рождения Ф.П. Павлова

25 сентября исполняется 120 лет со дня рождения Федора Павловича Павлова (1892-1931) - композитора, драматурга, поэта, дирижера, музыкально-общественного деятеля, одного из основоположников чувашской профессиональной музыки и драматического театра.
      Федор Павлович родился в с. Богатырево Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Цивильский район Чувашской Республики) в семье крестьянина-середняка. Уже с детства Павлов проявил большую тягу к знаниям: очень рано научился читать, а осенью 1901 года был принят в среднее отделение Богатыревского земского училища. Любовь к народной музыке и песне пробудилась в нем очень рано. Этому способствовали как отец, который хорошо пел, танцевал и играл на гуслях, знал много народных песен, так и многогранная самобытная культура деревенской жизни.
      В 1907 году Павлов окончил Икковское двухклассное училище Чебоксарского уезда, а с сентября 1907 года по май 1911 года учился в Симбирской чувашской учительской школе. Именно в стенах учительской школы начинался процесс становления Павлова как талантливого музыканта и драматурга. Будучи учеником, он принимал активное участие в собирании произведений народного творчества: песен, сказок, поговорок, пословиц, участвовал в школьном оркестре, в составлении сборников народных песен, в последний из которых вошли некоторые песни, записанные им в с. Богатыреве в период 1907-1909 гг..
      После окончания Симбирской чувашской учительской школы, Павлова как прилежного и одарённого ученика оставили в школе в качестве учителя музыки и пения. В этой должности он проработал до 1913 года. С этого времени началась его активная композиторская деятельность, неразрывно связанная с преподаванием в учительской школе, а также собиранием и гармонизацией народных песен для исполнения учениками. Годы обучения и педагогической деятельности Павлова в Симбирске знаменательны еще и тем, что они совпали с годами пребывания в этом городе классика и основоположника чувашской литературы Константина Васильевича Иванова. В той же школе, где учился и затем учительствовал Павлов, проходила литературная и преподавательская деятельность Иванова. Павлов и Иванов часто встречались друг с другом, делились мыслями об искусстве.
      После окончания Симбирской чувашской учительской школы будущего знаменито-го чувашского композитора не покидала мечта о получении специального музыкального образования, но, не имея такой возможности, он поступил в 1913 г. в Симбирскую духовную семинарию, после окончания, которой в 1917 году в Казанский Восточно-Педагогический институт. Не окончив полный курс обучения, Павлов перешел на учительскую работу. В 1916-1917 годах он работал сельским учителем Кошлаушского и Балдаевского земских начальных училищ Ядринского уезда.
      С начала 1917 года Федор Павлович начал вести активную общественно-политическую деятельность. События первой мировой войны, а в последствии революции не оставили композитора равнодушным. Он выступил с публицистическими статьями «Что дала революция искусству», «День советской пропаганды», участвовал в дискуссии о путях развития национального искусства, шедшей в то время во многих республиках. «Прежде всего, родная песня, сцены национального быта, узоры и поэзия деревни», - писал Павлов. В 1917 году Чебоксарское уездное собрание избрало Павлова в качестве мирового судьи Чебоксарского уезда, и он с семьей переехал в с. Акулево Чебоксарского уезда, где организовал любительский драматический кружок – своеобразный культурный и политический центр жизни села. Кружком были поставлены пьесы Н. Гоголя, А. Островского, миниатюры А. Чехова, а в январе 1919 года впервые была поставлена комедия Ф.П. Павлова «Сутра» («На суде»), написанная им специально для этого коллектива.
      В октябре 1919 году Павлова назначают инструктором искусств Чувашской секции при Казанском губернском отделе народного образования, а в марте этого же года - заведующим театральной секцией Чувашского отдела Наркомнаца. За довольно короткий срок он проделал огромную работу. При его содействии открывались народные дома, избы-читальни, «Районный чувашский передвижной театр» в Цивильске, были организованы двухгодичные музыкально-педагогические курсы в Чебоксарах, «съезды-самокурсы» для школьных работников – руководителей хоровых и драматических кружков, многочисленные коллективы художественной самодеятельности.
      После образования в 1920 г. Чувашской автономной области Павлов, поселившись в г. Чебоксарах, много и плодотворно работал по развитию чувашской национальной музыки, принимал активное участие в литературной жизни Чувашии.  Под его непосредственным руководством 14 ноября 1920 года в Чебоксарах открылась музыкальная школа. Ф. П. Павлов, В. П. Воробьев, С. Ф. Иванов, Е. М. Сиверс были в ней первыми преподавателями.
      Ф.П. Павлов отдал много сил и времени на организацию концертного дела в Чебоксарах: здесь были сформированы чувашский национальный хор (ныне Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца), концертная группа и салонный оркестр при чувашском театре. Руководимый им Чувашский государственный хор в 1923 и 1930-х годах выехал со своими концертами в Москву. В то же время он преподавал пение и музыку в ряде учебных заведений, руководил школьными хорами, работал дирижером Чувашской государственной капеллы. В 1929 году в Чебоксарах открылся музыкальный техникум (сегодня это музыкальное училище им Ф.П. Павлова).
      До последних лет жизни поэта-композитора не оставляла мечта о получении высшего музыкального образования. В 1930 году он стал студентом Ленинградской консерватории, где занимался в классе М.О. Штейнберга – ученика Н.А. Римского-Корсакова. С обычной энергией Федор Павлович принялся за учебу, писал новые песни, вел среди студенчества города большую общественно-музыкальную работу. Но, к сожалению, тяжелая болезнь прервала его творческую жизнь. Весной 1931 года Павлов выехал в Сочи на лечение, но болезнь прогрессировала, и 2 июня 1931 года в его сердце перестало биться.
      Павлов является автором десятков хоровых произведений. В последние годы жизни он начал осваивать крупные хоровые и инструментальные формы, писал оркестровые произведения – марш «Вперед, Красная Чувашия», фантазию для симфонического оркестра «Сырнай и Палнай», задумывает симфоньетту и музыкальную комедию. Среди хоровых произведений последних лет его жизни такие выдающиеся произведения, как хоры «Тюттель», «Красноармейская», колоритная обработка старинной обрядовой песни «Сэрень», эффектная «Свадебная» и другие.
      Значителен вклад Павлова как драматурга. Всего две пьесы написал он за свою короткую жизнь – «Сутра» («На суде») и «Ялта» («В деревне»). Пьесы имеют большую сценическую историю. Они до сих пор ставятся на сцене Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова и продолжают вдохновлять молодое поколение композиторов на создание новых музыкальных произведений.
      Несмотря на достаточно короткую жизнь (он умер в возрасте 38-ми лет) Павлов Федор Павлович вошел в историю чувашской литературы и искусства как яркий, самобытный талант, выразивший в своем творчестве характер и надежды народа. 
      «Этот человек не жалел себя в работе, хотел видеть чувашскую деревню не только зажиточной, но и культурной. Сегодняшняя жизнь этой деревни как благодарность ему», - писала «Советская Чувашия» в 1982 году.

Л.Д. Кочеткова
      56-35-31

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений