29 марта 2024 года

Новости

09.09.2009

Анисим Васильевич Асламас

          24 июля исполняется 85 лет со дня рождения Анисима Васильевича Асламаса (1924-2000), композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР и Чувашской АССР, чьи творения, органично связанные с народно-песенными истоками, вошли в золотой фонд национальной музыкальной культуры. Его произведения составляют репертуар как профессиональных, так и самодеятельных музыкальных коллективов республики.

            Анисим Васильевич Асламас (Васильев) родился в деревне Вурманкас-Асламасы Ядринского района в дружной многодетной семье. Семья отличалась музыкальностью: все родные хорошо играли на гармони. Отец, крестьянин, дужных дел мастер, приложил все силы, чтобы дети получили образование. В шесть лет Анисим пошел в школу. В этом же возрасте он сочинил свою первую песню «Самовар» о медном трофее, привезенном отцом из Австрии еще в годы Первой мировой войны. Мальчик рос трудолюбивым. Он писал « …был я и пастушком, пас коров, в Чемееве у бабушки, ездил на «ночевую» на лошадях…»  В детские годы он услышал  протяжные чувашские народные песни, которые напевали девушки за работой зимними вечерами. Эти песни оставили глубокий след в душе будущего композитора. Впоследствии он использовал народные мотивы во многих своих произведениях, в том  числе и Чувашской рапсодии.

            По признанию самого композитора, учился он неважно, но в отличие от  тринадцатилетних сверстников умел играть на гармони. Заметив природную музыкальную одаренность юноши, старший брат посоветовал Анисиму после седьмого класса ехать в Чебоксары и поступать в музыкальное училище.  Выдержав вступительные экзамены, в 1937 г. он был зачислен на подготовительный курс Чувашского музыкального училища. В 15 лет Анисим написал романсы «Весенние воды» и «Весенняя гроза» на стихи Ф. Тютчева. Это были первые творческие шаги юного музыканта. В 1939 г. был объявлен конкурс на лучшую оборонную песню на стихи чувашских поэтов. Анисим Васильевич написал песню «Сарă хĕр» («Красавица») на стихи М. Данилова-Чалдуна, но она не была замечена жюри. Позже эта мелодия была использована композитором в «Лирической песне Нади» в музыкальной комедии «Сваха из Шоршел». Не замеченная вначале, спустя четверть века песня стала популярной в народе.

            Когда Анисим Васильевич заканчивал третий курс, началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Осенью 1941 г. училище закрыли. Он уехал в деревню и гнул дуги вместе с отцом, а затем работал в колхозе учетчиком.

            В сентябре 1942 г. А.В. Асламас был мобилизован на фронт и направлен в г. Сурок Марийской АССР, где формировался полк для отправки под Сталинград. Но после двухмесячного пребывания в марийских лесах их погрузили в теплушки и отправили в г. Ярославль в Новоградволынское пехотное училище. Запланированного курса обучения закончить не удалось, и курсанты вскоре оказались на фронте под Тулой. Это было весной 1943 г. Боевое крещение связист-телефонист Анисим Васильев получил на Орловско-Курской дуге, где за бесперебойную связь между полком и батальонами был награжден первой медалью «За боевые заслуги». Дальнейший фронтовой путь лежал через Белоруссию, Восточную Пруссию, Польшу, Германию, сначала в качестве линейного надсмотрщика, затем начальника направления связи. На фронте в часы досуга А.В. Асламас участвовал в полковой художественной самодеятельности, кое-что сочинял («Песня 362-й Краснознаменной дивизии», «Трио фронтовых поваров», «Письмо к любимой»). Военные годы наложили отпечаток и на творчество композитора. Ему очень близки образы героев-фронтовиков. Уже в мирное время он создал героико-эпическую оперу «Прерванный вальс», посвященную памяти погибших воинов в  Великую Отечественную войну.

            В 1945 г. после контузии Анисим Васильевич был демобилизован. По дороге домой по совету одного украинского друга-фронтовика решился на прослушивание в Киевской консерватории им. П.И. Чайковского и был зачислен на теоретико-композиторский факультет, в класс композиции выдающегося украинского композитора, профессора Бориса Николаевича Лятошинского. Однако фронтовые тяготы и лишения сказались на его здоровье, и в 1948 г. А. Асламас был вынужден оставить консерваторию и вернуться в Чувашию. Он был принят на работу в Чувашское музыкальное училище преподавателем по анализу форм, инструментовке, чтению партитур. Одновременно работал в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева, затем заведовал музыкальной частью в Чувашском театре юного зрителя, написал музыку к пятнадцати спектаклям театра. Среди них – пьесы «Аттестат зрелости», «Девочка ищет отца», «Суворовцы», «Алексей Пешков», «Королевство кривых зеркал», «Бедность не порок» и другие. В 1952 г. А. Асламас был принят в члены Союза композиторов СССР.

            В 1955 г. он поступил в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского в класс композиции профессора В.Г. Фере, которую успешно окончил в 1960 г. За годы учебы им созданы Второй квартет, Второй концерт для фортепиано с оркестром, кантата «Над республикой солнце встает» на стихи С. Шавлы, вокально-симфоническая поэма «Памяти поэта» на стихи К.В. Иванова, которая легла затем в основу балета «Нарспи и Сетнер». Дипломной работой композитора была опера «Айдар» («Священная дубрава») по драме известного чувашского драматурга П. Осипова.

            А. Асламас занимался исследованием чувашской народной музыки. Он не раз бывал в фольклорных экспедициях, собирал и изучал особенности песенного творчества чувашей в районах Чувашии, Татарстана, Башкортостана, Ульяновской, Самарской областей, обработал свыше 100 народных песен. А.Асламас – автор сборников песен «Молодость», «Песни радости», «За мирную жизнь», «У волжских берегов», «Милый край, край чувашский», «Песнь моя – жизнь моя» и др. Большое место в творчестве композитора занимает также оркестровая и камерно-инструментальная музыка: Симфония, два концерта и «Чувашская рапсодия» для фортепиано с оркестром, концерт для гобоя с оркестром, инструментальные пьесы «Песни предков» для гобоя и камерного оркестра, которые звучат не только в республике, но и за ее пределами.

            За заслуги в развитии чувашского национального музыкального искусства в 1970 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, в 1976 г. – заслуженного деятеля искусств РСФСР.

            В Госархиве современной истории Чувашской Республики находится на хранении личный фонд композитора. Документы, отложившиеся в нем, несомненно, ценны исследователям жизненного пути фондообразователя и музыкальной культуры чувашей. Среди них – нотные записи музыкальных произведений, программы концертов и творческих вечеров, изданные сборники музыкальных произведений, публицистические статьи, автобиографические воспоминания А. Асламаса, фотографии.

 

 

На снимке:  А.В. Асламас, композитор, заслуженный

деятель искусств РСФСР и Чувашской АССР.

 

 

Анна Максимова, главный специалист отдела публикации и использования документов

Источник: Газета "Çěнтеру çулě" (Вурнарского района) от 25 июля 2009 г.

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений