15 сентября 2024 года

Новости

13.11.2009

К 110-летию Михаила Сеспеля.

          

16 ноября 2009 года исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Сеспеля (Кузьмина Михаила Кузьмича) (1899-1922), уроженца д. Шугурово Цивильского уезда Казанской губернии (ныне д. Сеспель Канашского района Чувашской Республики)  классика чувашской литературы, поэта, драматурга, прозаика, переводчика, общественного и государственного деятеля.

            В РГУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии  хранятся документы, касающиеся общественно-политической деятельности Кузьмина Михаила Кузьмича: участие на конференциях и съездах, работа в Чувашской автономной области председателем ревтрибунала, зав. отделом юстиции и т.д. Документы подписанные или написанные Сеспелем. Письма и воспоминания его друзей, а так же материалы по проведению и празднованию юбилеев М. Сеспеля в разные годы.

            Предлагаемая подборка документов адресована всем тем, кто интересуется жизнью и деятельностью великого чувашского поэта.

Из письма Тетюшского уездного комитета РКСМ в обком РКСМ Чувашской Автономной области от 25 января 1921 г. с отзывом о работе М.Кузьмина в Тетюшах: «Кантком сообщает, что тов. Кузьмин работал в Тетюшах в партийной и Советской области с 18 года.  Своей энергией и честностью в работе он доказал верность коммунистической партии, на непрерывные партийные поручения одновременной с исполняемой Советской работой и благодаря организационных способностей он организовал ячейки партии.  Имел умелый и правильный подход к крестьянству  особенно отличился приобретенной практикой в революционный период в следственной отрасли. Комитет партии ценил тов. Кузьмина как одного из лучших партийных и Советских работников, зарекомендовавший себя преданностью делу Коммунистической партии».

            Из письма Федора Николаевича  Пакрышеня в Чувашскую Ассоциацию Пролетарских писателей «Канаш» от 16 июня 1927 г. с воспоминаниями о смерти поэта: «Я есть товарищ трагически погибшего Михаила Кузьмина (Сеспеля) гр-на Чувашской области (Казанской губ.  Цивильского уезда Шерезанской волости д. Казаккасы). 15 июня  1927 года минуло пять лет, как спит непробудимым сном  дорогой моему сердцу незабвенный друг и брат Миши Сеспель. Нет слов выразить ту жалость, которая и в данный момент сжимает мое сердце и застилает мои глаза слезами, напоминая мне невозвратимую потерю незабвенного брата Миши. Я встретился с ним в 1921 году будучи на курорте в Крыму в «Евпатории». Наша любовь к поэзии сделали нас братьями. ... Бил голод. Невдавшаяся мечта покойного учиться в Художественной школе, заставили его очутиться в Красной армии в Киеве. Красноармейский паек того тяжелого времени сломил его физически.  По своему желанию и по моей просьбе в конце февраля 1922 года он пришел пешком из Киева до меня в село... В начале марта Он поступил на службу в Остерский Уземотдел инструктором помощи голодающих. Ходил на службу с села расстояние 4 версты. Окружающая его публики любили за его  открытый честный характер и стихи...».

            Из воспоминаний Натальи Николаевны Рубис о Сеспеле от 03 июня 1941 г.: «...Миша Сеспель – подснежник, первый цветок весны.  Он, как подснежник, первый ожил и расцвел под лучами живительного солнца – свободы чувашского народа, и, как подснежник был недолговечен. Теперь,  когда я узнала значение его поэзии, его самого, как человека – борца, революционера, организатора и товарища-друга, облик его, полустертый в памяти за эти 19 лет, встает передо мной в новом свете; как будто пронизали его лучи и весь он засветился неугасимым огнем передового человечества. За сегодняшний день, когда любящие руки друзей прикасались к его письмам, его стихам, когда в душе у нас звенели непролитые слезы, а руки заботливо и нежно перебирали его стихи – листочки и прилежно работали, переписывая ценные материалы, - все ближе и роднее становился мне его образ и не раз хотелось пожалеть – почему не узнала его таким при жизни, почему он так ревниво /или застенчиво/ прятал от нас сокровища своей души?... Пришел он к нам, в Остерский Уземотдел, такой скромный, тихий, углубленный в себя – и с головой погрузился в свою работу оказания помощи голодающим. Его стол стоял в углу в той же комнате, где я работала, и я видела, как много и прилежно он писал Он работал один, без помощников, сам вел все дела по своему отделу, изредка – за все время раза 2-3 –поделился своими затруднениями; говорил, что ему нужен помощник, т.к. надо вести «целую канцелярию»... Я не помню его веселым, всегда сосредоточенный, думающий о чем-то, Михаил Кузьмич заслужил у нас, у сотрудников УЗО, славу никогда не улыбающегося. Я помню, как всегда мне хотелось как-нибудь пригреть его, ободрить. Мне казалось, что он тоскует по своей далекой Родине... Я всегда с большим удовольствием беседовала с Михаилом Кузьмичом. Он говорил по-русски прекрасно, и я высказывала ему свое удивление и восхищение по этому поводу. ...».

            Из воспоминаний Петра Сергеевича Слесарева о Сеспеле Миши от   07 февраля 1950 г.: «... Я провел с ним вместе лучшие годы революционной юности: мы вместе встретили Октябрьскую революцию в Тетюшской учительской семинарии, вместе вступали в партию в 1918 году, вместе затем, поехали учиться в Москву на курсы организаторов-пропагандистов при ВЦИКе, затем совместная партийная работа в Тетюшах ... Миша Сеспель был среднего роста, с мускулистым лицом.  Носил длинную черную шевелюру. Светлые глаза его были удивительно проникновенными.  У него был ясный взгляд и с ним было необыкновенно легко.  Он умел крепко и сильно любить, но он не стеснял никого своей дружбой. Миша Сеспель был боец и его сила была в резкой полемике, в борьбе и в постоянном и глубоком протесте против гнилых пережитков прошлого. «Жизнь – это борьба» любил он повторять. Он был человеком романтического склада души. Его влияние на всех окружающих было настолько огромным, что память о нем до сих пор светла у всех кто его лично знал... ».

 

 

З.А. Лукиянова

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений