19 апреля 2024 года

Новости

19.03.2007

К юбилею Василия Петровича Воробьева

«Моя музыка – моя жизнь»

 «Пение песен, импровизация их лучшими
и наиболее яркими мелодиями
 являлись для меня повседневной потребностью,
которая в свою очередь доставляла мне большую радость»
- из воспоминаний композитора В.П. Воробьева.


Одним из основоположников чувашской профессиональной музыки является Василий Петрович Воробьев. Василий Петрович родился 19 марта 1887 года в д. Алдиарово Янтиковского района. С детства впечатлительный и наблюдательный, он страстно увлекался музыкой и пением. Обладая отличным слухом и голосом, а также большой восприимчивостью, он любил петь песни родной чувашской деревни, которые своей широкой напевностью и глубоким смысловым содержанием оставляли в сознании сильное и волнующее впечатление. Опираясь на самобытные интонации, поэтику и формы чувашской народной песни, молодой композитор не замыкался на них. У него было страстное желание учиться музыкальному искусству, но бедность семьи являлась большим препятствием в достижении этой цели. После окончания сельской школы он поступает во вновь открывшуюся Шихазанскую второклассную учительскую школу и, окончив ее в 1902 г., получает назначение на должность учителя в Багильдинскую начальную школу Цивильского уезда. В этой школе существовал отличный школьный хор, считавшийся одним из лучших в уезде. В то же время Василий Петрович начал записывать народные песни и проводить робкие попытки композиторской работы. Работа со школьным хором практически убеждала будущего композитора в его способностях в хоровом и музыкальном искусстве. Страстное желание посвятить себя музыкальному искусству, а для этого получить необходимые знания, взяли свое.
В 1912 г. он переезжает в Чебоксары, где начинает работать дирижером церковного хора и преподавателем пения в начальных, средних школах города. Ценой больших жертв В. Воробьев отправляется в Петербург и поступает учиться на регентско-учительские курсы. В 1913-1914 гг. В. Воробьев оканчивает Петербургские регентско-учительские курсы, после чего начинает в качестве самообразовательной работы усиленно заниматься композиторской работой, продолжая преподавательскую работу по пению и дирижерскую работу с любительскими хорами. В 1917 г. Василий Петрович для проведения первомайских праздников организует хор численностью в 150 человек. В нем участвовали рабочие чебоксарских заводов и солдаты конвойной роты. С 1918 г. хор начал вести регулярные занятия. С образованием Чувашской автономной области в хор начали вливаться чувашская молодежь из учебных заведений, служащие различных учреждений. Его репертуар стал пополняться чувашскими хоровыми песнями, написанными и обработанными Ф. Павловым, самим Воробьевым и другими чувашскими композиторами. В 1924 г. хор стал именоваться Чувашским государственным хором, а с 8-го июля 1934 г. хор переведен в постоянный коллектив. В. Воробьев, вместе с Ф. Павловым, явились создателем Чувашского государственного хора (ныне Чувашского государственного ансамбля песни и пляски). Общественная и музыкальная деятельность В. Воробьева открыла ему дорогу к осуществлению мечты стать профессиональным музыкантом. Основными сферами деятельности стали хоровое дирижирование и композиторское творчество в музыкальном образовании Чувашии. Его преподавательская деятельность огромная: он - учитель пения в школе II ступени, преподаватель в Чебоксарской музыкальной школе, художественный руководитель, и дирижер Чувашского государственного хора, преподаватель пения в Чувашском Педагогическом училище и преподаватель музыкального училища и театрального училища по классу хорового пения.
Работая в музыкальной школе, В. Воробьев создает при ней в 1924 г. любительский чувашский хор. С первых его выступлений и начинается непрерывная история коллектива при музыкальной школе, затем музыкального техникума, Государственной филармонии. Василий Петрович отличался самозабвенной любовью к искусству, глубоким пониманием исполняемой музыки. Он обладал безупречным вкусом, тяготел более всего к исполнению классических произведений. Хористы любили его также за человечность и доброту. Основную массу слушателей составляли крестьяне, для которых наиболее естественным и любимым проявлением музыкального искусства оставалась народная песня. Говоря о дирижерской деятельности Воробьева, следует отметить, что за 20-летнюю работу в Чувашском государственном хоре он сделал многое для пропаганды чувашской музыки, как в Чувашской Республике, так и за ее пределами. Большой популярностью пользовались выступления хора в Москве (1929), в Горьком (1932), на Всесоюзной хоровой олимпиаде (1936), в Ленинграде (1937). «Особенно ответственным нужно считать наши выступления в Академической хоровой капелле и консерватории, где слушателями были главным образом высокоавторитетные представители музыкального фронта. Мы пробыли в Ленинграде 26 дней и дали 23 концерта, на которых присутствовало около 25 тыс. человек. Основной целью гастрольной поездки Чувашского государственного хора в Ленинграде являлся показ нашего искусства и одновременно ознакомление с работой хоровых коллективов этого крупного центра музыкальной культуры» - из беседы о поездке в 1937 г. в Ленинград, руководителя Чувашского государственного хора В. Воробьева.
Творчество композитора было неразрывно связано с развитием жанра песни в чувашской музыке. Лучшие его произведения вошли в фонд чувашской песенной классики. Свою трудовую биографию В. Воробьев всегда связывал с музыкой. Композитор Воробьев – это автор многих первых популярных в народе песен. Создавая первые образцы профессиональной музыки, он исходил из глубинных пластов народной песни. Тематика его произведений ярко отражала социальные процессы, строительство новой жизни. Среди его произведений, вошедших в фонд чувашской музыкальной классики, необходимо отметить, прежде всего, песни «Кай, кай Ивана» («Выйди, выйди за Ивана»), «Килмен те курман Шупашкарне» («Мы в Чебоксарах побывали»). Хоровая музыка композитора в свою очередь базировалась в основном на чувашской народной песне, которая в простых ярких образах отражает историческую судьбу и быт чувашского народа. Для расширения хорового репертуара и обогащения его новыми песнями, Воробьев провел большую работу по собиранию богатейших сокровищ народного песенного творчества, для чего совершал специальные выезды по районам Чувашии. В результате усиленной и кропотливой работы им было собрано и записано около 800 народных песен, старого и нового быта. На основе всего изученного он сочинял новые, оригинальные музыкальные сочинения на слова чувашских поэтов. Эти песни получали большую популярность среди трудящихся Чувашии. Им создано большое количество оригинальных произведений, многие из них стали подлинно народными песнями. В 1938-1940 гг. Василий Петрович прослушал заочные курсы в институте повышения квалификации музыкантов-педагогов при Ленинградской Государственной консерватории, а в 1940 г. курсы повышения квалификации периферийных композиторов в Москве.
Известный чувашский композитор В. Воробьев за время Великой Отечественной войны написал 16 песен, посвященных героической Красной Армии, нашей родине. В 1942 г. в Куйбышеве на заседании правления советских композиторов состоялось прослушивание и обсуждение чувашской песни Воробьева. Среди песен были исполнены «Фронтовая сестра» и «Песня колхозной девушки». В обсуждении принимали участие композиторы А. Коган, А. Крейн, С. Орлов, А. Эйхенвальд. «Все песни произвели на меня положительное впечатление. В самих мелодиях я чувствую большую свежесть» - из слов Крейна. Из высказанного мнения Эйхенвальда о творчестве Воробьева: «Песни Воробьева произвели очень свежее впечатление. В целом, он почувствовал специфику чувашской народной музыки».
В сороковых годах  В.Воробьев работал музыкальным редактором Чувашского радиокомитета, художественным руководителем и дирижером вокального ансамбля. С 1950 по 1952 гг. он - уполномоченный музыкального фонда СССР по Чувашской АССР. Несмотря на свой преклонный возраст, Василий Петрович принимал активное участие в общественной жизни. Являлся председателем оргкомитета Союза советских композиторов Чувашии. Был директором музыкального училища.
В развитии творчества Воробьева большую роль сыграла высокая музыкальная культура великого русского народа. Большое место в творчестве В. Воробьева занимают также произведения детского репертуара. Свыше 50 песен написано им для детей школьного и дошкольного возраста. Большую помощь он оказывал сельской и городской художественной самодеятельности. В 1945 году в Урмарском районе  в сельхозартели «Дружба» им был организован колхозный хор, который успешно выступил в Чебоксарах, на республиканском смотре сельской художественной самодеятельности, где занял одно из первых мест.
Высоко отмечен был творческий труд В.Воробьева. За выдающиеся заслуги в области чувашского музыкального искусства он был награжден в 1939 г. Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, в 1940 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, а в 1946 г. он награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Умер Василий Петрович Воробьев 10 декабря 1954 г. в городе Чебоксары. Жизнь и деятельность Воробьева многим поколениям могут служить примером вечной не успокоенности «художника», чуткости к потребностям массового слушателя.

На снимке: В.П. Воробьев.

М.В. Потатурина

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений